Задачи урока: сформировать знания о происхождении человека, об этапах его эволюции; развивать умение объяснять совершенствование в строении и поведении человека в эволюционном процессе icon

Задачи урока: сформировать знания о происхождении человека, об этапах его эволюции; развивать умение объяснять совершенствование в строении и поведении человека в эволюционном процессе





Скачать 107.97 Kb.
НазваниеЗадачи урока: сформировать знания о происхождении человека, об этапах его эволюции; развивать умение объяснять совершенствование в строении и поведении человека в эволюционном процессе
Дата конвертации22.05.2013
Размер107.97 Kb.
ТипУрок
Урок посвящен к 200-летию со дня рождения Ч.Дарвина

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЭВОЛЮЦИИ ПРИМАТОВ, ЧЕЛОВЕКА

Урок-лекция11 класс

Разработка учителя биологии

ЗАБРОВСКОЙ ТАТЬЯНЫ ЮРЬЕВНЫ


МОУ СОШ с.Кузьминские Отвержки

Липецкого района Липецкой области

2009 г.

 



Наследие это слагается из биологических корней как в строении человека, так и в его поведении, на основе которых среда формирует его как сущность. Только разобравшись в своем доисторическом прошлом, мы сумеем понять, чем мы были и как стали такими, какие мы есть.

 Б.Кемпбелл


ВВЕДЕНИЕ

Цель урока: дать понятие об основных этапах в эволюции человека. 

Задачи урока:

  • сформировать знания о происхождении человека, об этапах его эволюции;

  • развивать умение объяснять совершенствование в строении и поведении человека в эволюционном процессе;

  • содействовать формированию знаний о закономерностях в познаваемости мира;

Оборудование: компьютер, проектор.


Чарлз Дарвин о происхождении человека от животных.

«Свет будет пролит на происхождение человека и его историю».

Ч.Дарвин.

Биологическую теорию эволюции человека разработал Ч.Дарвин в книгах «Происхождение человека и половой отбор» (1871) и «О выражении эмоций у человека и животных «(1872). Дарвин в своих работах приходит к выводу, что человек -неотъемлемая часть живой природы и что его возникновение не исключение из общих закономерностей развития органического мира. Таким образом, благодаря работам Ч.Дарвина родилась обезьянья (симиальная) теория антропогенеза, согласно которой, человек произошел от «нижестоящей животной формы в результате действия движущих сил эволюции». Дарвин высказывал не просто предположения, а приводил доказательства из области сравнительной морфологии, эмбриологии.


Общий план строения и сходства многих черт организации человека и животных, особенно млекопитающих, очень давно привлекали внимание людей. Попытки понять место человека в природе, объяснить его сходство с другими организмами, его своеобразие, причины разнообразия признаков человеческого типа во многих странах предпринимались в очень давние времена, возможно, одновременно с появлением научного знания вообще.

1. Проверка домашнего задания.

а) каково современное положение человека в системе органического мира?

 

Царство

Животные

П/Царство

Многоклеточные

Раздел

Двусторонне-симметричные

Тип

Хордовые

П/Тип

Позвоночные

Группа

Челюстноротые

Класс

Млекопитающие

Отряд

Приматы

П/Отряд

Обезьяны

Секция

Узконосые

Н/Семейство

Высшие узконосые или гоминиды

Семейство

Гоминиды

Род

Человек

Вид

Человек разумный Homo sapiens

б) проверка заполнения таблицы "Различия в строении человека и человекообразных обезьян"

 







Горилла

Шимпанзе

Орангутан

 

Часть тела

Морфологические признаки

Человек

Человекообразные

обезьяны

1.Головной мозг

Объем мозга около 1600 см3 ,развитые извилины, борозды и кора больших полушарий

Объем мозга около 600см3, менее развиты извилины и кора больших полушарий

2. Лицо

Черепная коробка преобладает над лицевым отделом черепа, облегчение челюстного аппарата, отсутствуют  надбровные дуги

Преобладает лицевой отдел черепа с челюстями, ярко выраженные надбровные дуги

3. Позвоночный столб

Наличие изгибов, S-образная форма

Изгибы отсутствуют

4. Таз

Расширение и укрепление таза, принимающего на себя основную нагрузку при передвижении на двух конечностях

Таз не такой широкий как у человека

5. Стопа

Имеет сводчатую форму

Стопа плоская, свод не образует

6.  Кости передних конечностей

Менее длинные, большой палец кисти противопоставлен  остальным, большая подвижность пальцев

Относительно более длинные, кисти рук крюкообразные, меньшая подвижность пальцев

в) биологический диктант

Выбрать номера тезисов, содержание которых имеет отношение

1 вариант

 

к человекообразным обезьянам

2 вариант

к человеку

 



1. Объем головного мозга 1400 -1600 г.

2. Объем головного мозга 600 г.

3. Поверхность коры больших  полушарий 1250 см2

4. Поверхность коры больших полушарий 360 см2.

5. Лицо короткое, не выдается вперед.

6. Лицо вытянутое, выдается вперед.

7. Челюсти короткие.

8. Челюсти длинные, вытянутые, крупные.

9. Клыки не крупнее предкоренных зубов.

10. Клыки крупнее предкоренных зубов.

11. Череп сочленен с позвоночником в центре основания.

12. Череп сочленен с позвоночником в задней части.

13. Позвоночный столб с S-образным изгибом.

14. Позвоночный столб прямой или вогнутый назад.

15. Туловище короче нижних конечностей.

16. Туловище длиннее нижних конечностей.

17. Нижние конечности короче верхних конечностей.

18. Нижние конечности длиннее верхних конечностей.

19.  Большой палец параллелен остальным пальцам руки.

20. Большой палец перпендикулярен остальным пальцам руки.

21. Нижние конечности изогнуты, колени вывернуты наружу.

22. При выпрямленном положении тела нижние конечности могут разгибаться в тазобедренном суставе.

Ответы:

1 вариант- 2, 4, 6, 8, 10,12,14,16,17,19,21.

2 вариант- 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 18, 20, 22..

 

2. Работа по карточкам

 

1. Эволюция человека и человекообразных обезьян шла по пути конвергенции или по пути дивергенции. Почему вы так думаете?

 

2. Сравните общественных насекомых (пчел, муравьев), стадо обезьян и современное человеческое общество и объясните, в жизни кого из них действуют биологические и социальные факторы эволюции? В жизни кого из них действуют только биологические закономерности? Ответы аргументируйте.

 

3.Во многих литературных источниках написано, что в настоящее время жизнь человека перестала регулироваться естественным отбором. Согласны ли вы с этим утверждением? Приведите конкретные доказательства вашей правоты.

Основные этапы эволюции человека

Древнейшие люди

или обезьянолюди или архантропы (от греч. "архайос"- древний и "антропос"- человек), представленные несколькими видами:

  • Питекантроп

  • Синантроп

  • Гейдельбергский человек

Характеристика

  • рост 165-170 см;

  • объем мозга 900-1100 см3 , лоб покатый, над глазами сплошной костный валик;

  • постоянное прямохождение (ходили на двух ногах, слегка наклоняясь вперед);

  • формирование речи, хотя подбородочного выступа не было;

  • поддержание и использование огня;

  • жили первобытным стадом;

  • изготовляли примитивные каменные орудия труда (копье, сколотый камень, скребок, рубило).

    

Вывод:

На этой стадии формирование физического облика человека, связанного с совершенствованием вертикальной походки, развитием мозга, находилось под контролем естественного отбора.

Древние люди

или палеоантропы ( от греч. "палео"- древний и "антропос"- человек)

Появились около 300 тыс. лет назад.

Неандертальцы

Характеристика

  • рост 165-170 см;

  • объем мозга до 1700см3;

  • низкий скошенный лоб;

  • мощный надглазничный валик;

  • нижние конечности короче, чем у современных людей;

  • развитая мускулатура;

  • каменные орудия были разнообразны;

  • не только поддерживали, но и добывали огонь;

  • более совершенная, по сравнению с архантропами речь.

 









Неандерталец

Неандертальский мальчик

Человек современного типа



Кроманьонцы

Появились 40-50 тыс. лет назад

Характеристика:

  • рост до 180 см;

  • объем мозга около 1600 см3;

  • отсутствует сплошной надглазничный валик;

  • плотное телосложение;

  • прямая современная походка и человеческая рука;

  • изготовление сложных орудий труда из кости и камня;

  • развитая членораздельная речь;

  • возникновение искусства;

  • первые шаги земледелия, выведение культурных растений;



Вывод:

Начиная с кроманьонцев, эволюция биологическая все больше переходит в эволюцию социальную (общественную). В результате прогрессивного развития кроманьонского человека появился современный человек с характерными расовыми признаками.

Закрепление

ТЕСТИРОВАНИЕ

"ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА"

Начало формы



гомологичные органы

Признаки, присутствовавшие у отдаленных предков, утраченные в процессе эволюции, иногда проявляющиеся у отдельных организмов,- это:

рудименты

атавизмы

идиоадаптация

крупный мозговой отдел черепа

К особенностям скелета человека, связанным с прямохождением, не относится:

S-образный позвоночник

сводчатая стопа

чашевидный таз

К. Линней

Первым разработал биологическую теорию происхождения человека:

Ж.Б. Ламарк

Ч. Дарвин

Ф. Энгельс

в пещере Кроманьон, Франция

Останки прегоминид были обнаружены:

в г. Гейдельберг, Германия

г. Воронеж, Россия

в пещере Неандерталь, Германия

австралопитека

Человеком прямоходящим называют:

питекантропа

неандертальца

кроманьонца

прямохождение

К движущим силам эволюции человека относят:

труд

умение пользоваться огнем

физическая сила

Количество верных ответов:



 


Домашнее задание:

1. ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ

"СТАДИИ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА"

Название стадии

Хронологический возраст

Места находок

Особенности строения

Образ жизни

Дриопитек

 

 

 

 

Австралопитек

 

 

 

 

Человек умелый

 

 

 

 

Архантропы

 

 

 

 

Неандерталец

 

 

 

 

Кроманьонец

 

 

 

 

2. Составьте вопросы  для кроссворда по данному образцу, используя термины урока "ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЭВОЛЮЦИИ ПРИМАТОВ, ЧЕЛОВЕКА", применяя различные средства поиска информации в сети Интернет.



 

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Задачи урока: сформировать знания о происхождении человека, об этапах его эволюции; развивать умение объяснять совершенствование в строении и поведении человека в эволюционном процессе iconЦель программы сформировать научные знания о строении тела человека с учетом современных направлений исследований в анатомии человека. Задачи программы-минимум

Задачи урока: сформировать знания о происхождении человека, об этапах его эволюции; развивать умение объяснять совершенствование в строении и поведении человека в эволюционном процессе iconЗадачи урока: развивать умение сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; (личностные ууд)

Задачи урока: сформировать знания о происхождении человека, об этапах его эволюции; развивать умение объяснять совершенствование в строении и поведении человека в эволюционном процессе iconЗадачи: Обучающая: Сформировать знания учащихся о строении и функциях глаза, его частей. Воспитательная

Задачи урока: сформировать знания о происхождении человека, об этапах его эволюции; развивать умение объяснять совершенствование в строении и поведении человека в эволюционном процессе iconЗадачи урока: Образовательные Познакомить учащихся с историей изучения вопроса о происхождении человека. Определить место человека в системе животного мира

Задачи урока: сформировать знания о происхождении человека, об этапах его эволюции; развивать умение объяснять совершенствование в строении и поведении человека в эволюционном процессе iconЗадачи урока: ● Обобщить знания учащихся по теме «Организм человека»; ● Развивать индивидуальные способности у учащихся и коммуникативные навыки при работе в группе

Задачи урока: сформировать знания о происхождении человека, об этапах его эволюции; развивать умение объяснять совершенствование в строении и поведении человека в эволюционном процессе iconЦели: Сформировать знания о значении слуха в жизни человека, о строении и функциях слухового аппарата

Задачи урока: сформировать знания о происхождении человека, об этапах его эволюции; развивать умение объяснять совершенствование в строении и поведении человека в эволюционном процессе iconЗадачи: Образовательные: сформировать представление о строении тканей животного организма: эпителиальной и соединительной; сформировать умение доказывать соответствие строения животных тканей выполняемым функциям

Задачи урока: сформировать знания о происхождении человека, об этапах его эволюции; развивать умение объяснять совершенствование в строении и поведении человека в эволюционном процессе iconЗадачи урока Образовательные: Сформировать знания учащихся о трении и силе трения Показать значение трения в жизни человека, быту, технике

Задачи урока: сформировать знания о происхождении человека, об этапах его эволюции; развивать умение объяснять совершенствование в строении и поведении человека в эволюционном процессе iconЭто наука о происхождении и развитии, формах и строении человеческого организма. Анатомия изучает внешние формы и пропорции тела человека и его частей, отдель

Задачи урока: сформировать знания о происхождении человека, об этапах его эволюции; развивать умение объяснять совершенствование в строении и поведении человека в эволюционном процессе iconИ. И. Новошинский «Химия 8 класс», 2011г
Сформировать знания о структуре псхэ. Развивать умения извлекать информацию о строении атома из псхэ



База данных защищена авторским правом © 2018
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
поиск