Педагогические условия создания системы оказания реабилитационной помощи детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата icon

Педагогические условия создания системы оказания реабилитационной помощи детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата





Скачать 43.16 Kb.
НазваниеПедагогические условия создания системы оказания реабилитационной помощи детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Дата конвертации07.05.2013
Размер43.16 Kb.
ТипДокументы
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ ОКАЗАНИЯ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА.


Доктор пед. наук, профессор Малашихина И.А.,

Несоленова Р.М.

Ставропольский государственный университет, г. Ставрополь


Высокий уровень заболеваемости родителей, ухудшение экологической обстановки, ряд нерешенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствуют увеличению числа детей-инвалидов, делая эту проблему особенно актуальной. В нашей стране остроту проблеме придает то, что до 1917 года система оказания помощи этой категории детей не сложилась, а позднее, вплоть до 90-х годов ХХ века, работа с такими детьми осуществлялась в специальных домах-интернатах изолировано от общества.

Инвалиды с детства – это наиболее слабо защищенная категория инвалидов, имеющая свою специфику, обусловленную, в зависимости от времени наступления нарушений и ограничений жизнедеятельности, отсутствием того социального опыта, который имеют инвалиды, получившие инвалидность после восемнадцати лет.

В последнее время в России наметилась тенденция роста числа детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, а потому реабилитация и социальная адаптация лиц с двигательными нарушениями приобрели значение общественно-политической проблемы.

Детский церебральный паралич характеризуется нарушением высших корковых функций, признаками поражения пирамидных путей и подкорковых ядер. При данном заболевании резко нарушено взаимодействие между двигательными и сенсорными системами, между звеньями самой двигательной системы, между системами регуляции произвольных и непроизвольных движений.

В России к настоящему времени накоплен большой фактический материал, характеризующий клинико-психологические особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Вопросами обучения и воспитания детей с двигательными нарушениями занимались такие ученые, как К. А. Семенова, М. В. Ипполитова, Е. М. Мастюкова, Н. В. Симонова, И. И. Мамайчук, И. И. Панченко, Э. С. Калижнюк и др.

Формирование личности у детей-инвалидов, особенно с нарушениями опорно-двигательного аппарата, происходит в условиях ограниченного жизненного пространства и коммуникативности, иногда в полной зависимости от посторонней помощи в самообслуживании. Не смотря на то, что инвалиды с детства, как правило, обладают высокой внутренней восприимчивостью мироощущений и развитым самоанализом, дающими предпосылки для развития творческих способностей, им намного труднее реализовывать свои возможности, чем другим инвалидам.

Учебно-воспитательной работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, свойственна коррекционная специфика. Она направлена на развитие личности ребенка, на закаливание его организма, развитие движений, чувственного опыта и мышления, включение ребенка в посильный труд.

Педагог в пределах своей деятельности должен содействовать решению основных коррекционных задач, реализация которых в учебно-образовательных учреждениях для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зачастую нарушена.

Мы полагаем, что в силу особенностей детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, необходима профессиональная помощь специалистов. Она должна носить не только медицинский, но и комплексный характер, затрагивать все стороны жизни такого ребенка.

Во-первых, это максимально возможная интеграция ребенка с ограниченными способностями в общественную жизнь (в том числе и интегрированное обучение);

Во-вторых, преимущество воспитания этих детей в семье;

В-третьих, направленность на раннюю диагностику нарушений и их лечение;

В-четвертых, индивидуальный подход к реабилитации и абилитации ребенка в каждом конкретном случае.

Социальная работа с инвалидами включает в себя медико-социальную реабилитацию. Реабилитация – это комплекс медицинских, психологических, педагогических, технических, профессиональных мер, направленных на восстановление или компенсацию нарушенных функций организма и трудоспособности больных и инвалидов.

Медицинская реабилитация включает меры по восстановлению и компенсации нарушенных или утраченных функций, предотвращению осложнений и рецидивов заболевания. Для этого используются лекарственные средства, лечебная физкультура, физиотерапевтические процедуры, санаторно-курортное лечение, протезирование.

Реабилитация детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата направлена на их социальное и бытовое устройство. Также в комплекс мероприятий входят обеспечение различными техническими устройствами, позволяющими передвигаться, а также интеграция в социум.

Главным результатом медико-социальной реабилитации, как направления социальной работы, является достижение такого состояния ребенка-инвалида, когда он способен к выполнению социальных функций, свойственных здоровым детям. При этом под социальными функциями понимаются трудовая деятельность, обучение, способность к чтению, письму, коммуникативная способность и другие.

В то время как большинство людей могут научиться социальным умениям при минимальном формальном обучении, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата нуждаются в тщательном и систематическом обучении этим навыкам. Главная цель – научить ребенка двигательным и социальным навыкам: например, одевание, умывание, умение пользоваться столовыми приборами, обращаться с деньгами, делать покупки и приготавливать пищу, пользоваться телефоном, транспортом и т.д., основам грамоты и счета. Дети-инвалиды школьного возраста имеют возможность в рамках медико-социальной реабилитации изучать академические дисциплины, готовиться к рабочей жизни.

Таким образом, участие педагога в реабилитации детей-инвалидов носит многоаспектный характер, который предполагает не только разностороннее образование, но и обучение различным бытовым и социальным навыкам. По-нашему мнению, эффективность реабилитации показывает полную социальную интеграцию ребенка-инвалида, социально-бытовое устройство, полученное образование, создание семьи и участие в общественной жизни.

Литература:

1. Ипполитова М. В. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. - М.: Просвещение, 1993. - 86 с.

2. Лисовский В. А., Евсеев С. П., Голофеевский В. Ю. Комплексная профилактика заболеваний и реабилитация больных и инвалидов: Учебн. пособие / Под ред. проф. С. П. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2001. – 320 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Педагогические условия создания системы оказания реабилитационной помощи детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата iconМодуль 1 анатомия опорно-двигательного аппарата
Материалы по анатомии человека для подготовки к практическим занятиям, итоговому модульному контролю «Модуль Анатомия опорно-двигательного...

Педагогические условия создания системы оказания реабилитационной помощи детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата iconОпорно-двигательный аппарат человека и его возрастные особенности Значение опорно-двигательного аппарата

Педагогические условия создания системы оказания реабилитационной помощи детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата iconКурс VIII семестр Тема: Особенности обследования пострадавшего с повреждением опорно-двигательного аппарата. Методы лечения Тема
Особенности обследования пострадавшего с повреждением опорно-двигательного аппарата. Методы лечения

Педагогические условия создания системы оказания реабилитационной помощи детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата iconПрофилактика опорно-двигательного аппарата

Педагогические условия создания системы оказания реабилитационной помощи детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата iconПрофилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата

Педагогические условия создания системы оказания реабилитационной помощи детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата iconВозрастные особенности опорно-двигательного аппарата

Педагогические условия создания системы оказания реабилитационной помощи детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата iconПрофилактика нарушений и заболеваний опорно-двигательного аппарата

Педагогические условия создания системы оказания реабилитационной помощи детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата iconСколиоз патология опорно-двигательного аппарата: определение

Педагогические условия создания системы оказания реабилитационной помощи детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата iconЛекция Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата План

Педагогические условия создания системы оказания реабилитационной помощи детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата iconЛечение опорно-двигательного аппарата в санаториях Хмельника, Закарпатья и в Крыму Хмельник



База данных защищена авторским правом © 2016
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
поиск