Задачи урока: Изучить строение органов кровообращения. Развить знания учащихся о строении и работе сердца icon

Задачи урока: Изучить строение органов кровообращения. Развить знания учащихся о строении и работе сердца





Скачать 108.2 Kb.
НазваниеЗадачи урока: Изучить строение органов кровообращения. Развить знания учащихся о строении и работе сердца
Дата конвертации06.05.2013
Размер108.2 Kb.
ТипУрок
Урок биологии в 8 классе на тему:


«Органы кровообращения.

Большой и малый круги кровообращения»


Манелова Нана Владимировна

учитель биологии МОУ СОШ №11

ст.Новогражданской

Выселковского района

Краснодарского края


ст. Новогражданская

2008г.


ЦЕЛЬ УРОКА: (слайд №2)


Развить знания учащихся о системе органов кровообращения.

ЗАДАЧИ УРОКА:

1. Изучить строение органов кровообращения.

2.Развить знания учащихся о строении и работе сердца.

3.Получить знания о большом и малом кругах кровообращения.


Материально-техническое обеспечение урока


Мультимедийный проектор.

Мультимедийная презентация учителя Манеловой Наны Владимировны


Дозировка времени:




1. Организационный момент.


2. Актуализация опорных знаний.


3.Основная часть урока.

4.Закрепление изученного материала.


5. Домашнее задание.


1 мин.


5 мин.


30 мин.


3 мин


1 мин.



ХОД УРОКА:


I. Организационный момент.

Учитель входит в класс и приветствует учеников.


ΙΙ. Актуализация опорных знаний.

1.Трём ученикам выдаются карточки:

КАРТОЧКА №1

Установите цепочку событий, в результате которых может произойти отторжение донорской ткани (или органа). Определите последовательность событий, расставьте числа от 1 до 5 напротив соответствующих этапов.

Отторжение ткани донора _____
Несовместимость антигенов пересаженной ткани _____
Иммунная реакция _____
Выработка антител _____
Уничтожение антителами антигенов донорской ткани _____

КАРТОЧКА №2

«Подбери пару»


1. эритроцит

2. лейкоцит

а) нет ядра.

б) есть ядро.

1. фибрин

2. фибриноген

а) нерастворимый в плазме крови.

б) растворимый в плазме крови.

1. донор

2. реципиент

а) человек, отдающий кровь.

б) человек, получающий кровь.

1. естественный иммунитет

2. искусственный иммунитет

а) появляются после прививки.

б) появляются после перенесения инфекционного заболевания.

1. антитела

2. антигены

а) молекулы белка, синтезируемые в ответ на присутствие чужеродного вещества.

б) бактерии, вирусы или их токсины, а также переродившиеся клетки организма.


КАРТОЧКА №3


«Разбей на группы»


1) лейкоциты:

2) тромбоциты:

3) эритроциты:

а) снаружи покрыты мембраной, нет ядра

б) округлой формы

в) являются фрагментами крупных клеток костного мозга, без ядра

г) неправильной формы

д) бесцветные клетки, содержат ядро

е) в форме двояковогнутого диска



III. Изучение новой темы.


Вступительное слово учителя и объяснение нового материала с использованем презентации:

(Кровь в организме человека течет по замкнутой системе сосудов. Она находится в постоянном движении. Благодаря этому все органы и ткани тела получают питательные вещества и кислород, а также освобождаются от вредных веществ. Движение крови в организме человека называется кровообращением.)

Кровообращение выполняет следующие функции:


(слайд №3)




Непрерывность тока крови обеспечивают органы кровообращения: сердце и кровеносные сосуды.


«К какой части тела ни приложишь ты руку, ты всюду услышишь сердце, ибо оно не только бьется в любом органе, но и указывает путь каждому из них?

(слайд № 4)

Эти слова сказал о сердце безымянным древнеегипетским врачом. Ученые сравнивают сердце с уникальным насосом. Действительно, оно всю жизнь перекачиваю кровь из своей левой половины в аорту, из нее в артерии, капилляры, вены и по двум полым венам возвращаю кровь в правую половину. Во мне все предельно просто! Ничего лишнего, и в этой простоте само мое совершенство. За 70 лет жизни человека сердце сокращаюсь 2,5 млрд. раз без единой остановки на текущий или капитальный ремонт. Недаром о нём говорят: сердце — это жизнь!


(слайд №5)

Сердце располагается в грудной полости. Оно несколько сдвинуто влево. Размеры сердца примерно равны сжатой в кулак кисти. Сердце взрослого человека имеет массу, равную примерно 300 г. Сердце работает в течении всей жизни человека, сокращаясь 65-70 раз в минуту и нагнетая в артериальную систему около 10 тонн крови в утки. Благодаря особым свойствам ткани сердца оно способно ритмично сокращаться. Сердце расположено в околосердечной сумке - перикарде, содержащей серозную жидкость, предохраняющей сердце от трения. Стенка сердца состоит из трёх слоёв:

1) эпикард - наружный слой,соединительно-тканный;

2) миокард - средний слой, образованный поперечно - полосатой мышцей; 3) эндокард - внутренний слой, эпителиальный.

Сердце состоит из четырех камер (отделов) – двух предсердий и двух желудочков (левого и правого). Правая и левая части сердца разделены сплошной перегородкой.




(слайд №6)

Предсердия и желудочки каждой половины сердца сообщаются между собой. На границе между ними имеются створчатые клапаны. Они устроены так, что пропускают кровь только в сторону желудочков, препятствуя обратному кровотоку. Благодаря этому кровь может двигаться в одном направлении – из предсердий в желудочки.

Между желудочками и артериями находятся полулунные клапаны. Они также обеспечивают ток крови в одном направлении – из желудочков в артерии.


Сердце работает непрерывно в течение всей жизни человека, перекачивая кровь; ни один даже самый совершенный двигатель не может сравниться с ним по работоспособности.


(слайд №7)

Различают три фазы сердечной деятельности (рис. 42): сокращение предсердий, сокращение желудочков и паузу, когда предсердия и желудочки одновременно расслаблены. В это время сердце отдыхает. За одну минуту в покое оно сокращается примерно 60-70 раз. Высокая работоспособность сердца объясняется ритмичным чередованием работы и отдыха каждого из его отделов. В момент расслабления сердечная мышца восстанавливает свою работоспособность. Частота сердечных сокращений зависит от условий, в которых находится человек. Во время сна сердце сокращается медленнее, а при физической работе сокращения учащаются.






Название сердечного цикла

Продолжительность фазы

Состояние предсердий

Состояние желудочков

Состояние створчатых клапанов

Состояние полулунных клапанов

Первая фаза

0,1 сек.

Сокращаются

Расслабляются

Открыты

Закрыты

Вторая фаза

0,3 сек.

Расслабляются

Сокращаются

Закрыты

Открыты

Третья фаза

0,4 сек.

Расслабляются

Расслабляются

Открыты

Закрыты



(слайд №8)

«Тело человека построено из кровеносных сосудов», - писал голландский врач Ван - Хорн 270 лет назад.

(слайд №9)

Сердце сокращается и выбрасывает кровь в сосуды, которые пронизывают все наше тело. Среди них различают артерии, капилляры и вены (рис. 43). Стенки сосудов (артерий и вен) состоят из трёх слоёв:

3.Наружный соединительно – тканный слой;

2.Средний мышечный слой;

3.Внутренний слой.



(слайд № 10)

Артерии – это сосуды, которые несут кровь от сердца. Дословно это переводится так: «гладкие воздухоносители», «воздушные жилы». Самая крупная из них называется аортой. Греческое слово «аорта» происходит от сокращённого названия «прямая артерия» - «артерия орте». В артериях кровь движется под большим давлением, поэтому они имеют толстые и упругие стенки. Располагаются артерии глубоко под мышцами. Крупные артерии распадаются на более мелкие, а мелкие ветвятся и образуют сеть капилляров.

Капилляры – ( от латинского слова capillaris - волосной) мельчайшие кровеносные сосуды, в 50 раз тоньше человеческого волоса. Они пронизывают все органы человека. Общая площадь поперечных сечений капилляров 50 м2, т.е. в 25 раз больше поверхности тела. В теле человека насчитывается 100 - 160 млрд. капилляров. Общая протяженность капилляров у человека составляет около 100 тыс. км. Капилляры собираются в вены.

Вены – это сосуды, которые несут кровь к сердцу. Многие из них располагаются неглубоко под кожей и поэтому хорошо видны на теле в виде синих жилок. Кровь по венам течет медленнее, чем в артериях, стенки их мягкие и тонкие. Многие вены имеют венозные клапаны.


(слайд № 11) большой и малый круги кровообращения

Большой круг кровообращения начинается от левого желудочка. Насыщенная кислородом (артериальная) кровь поступает в аорту, а из нее в артерии. По артериям кровь идет к внутренним органам, сердцу, мышцам, костям. Там артерии распадаются на капилляры. Через тонкие стенки капилляра артериальная кровь отдает клеткам тела питательные вещества и кислород, а забирает от них углекислый газ и продукты жизнедеятельности клеток, становясь венозной. Венозная кровь по венам поступает в правое предсердие, где заканчивается большой круг кровообращения.

Обратите внимание: термины "артериальная кровь" и "венозная кровь" указывают на степень насыщенности крови кислородом. Названия сосудов указывают лишь направления, куда движется кровь: артерия – от сердца, вена - к сердцу.

Малый круг кровообращения начинается от правого желудочка сердца. Венозная кровь по легочным артериям поступает в легкие (см. также § 24). В легких артерии образуют густую капиллярную сеть, здесь происходит газообмен. Кровь насыщается кислородом и освобождается от углекислого газа. Из венозной кровь превращается в артериальную. По легочным венам артериальная кровь поступает в левое предсердие, где заканчивается малый круг кровообращения. Из левого предсердия кровь поступает в левый желудочек, а от него вновь направляется по сосудам большого круга кровообращения.

В малом круге кровообращения по артериям течет венозная кровь, а по венам – артериальная. Артериальная кровь насыщена кислородом, венозная им бедна.





IV. Закрепление изученного материала: (слайд №12)

Учитель предлагает ответить на тестовые вопросы электронного учебника:

Задание: Выберите один правильный ответ из трёх предложенных.





  1. Газообмен между легочным воздухом и кровью происходит




  1. В капиллярах

  2. В артериях

  3. В венах







  1. В артериях малого круга кровь




  1. Артериальная

  2. Смешанная

  3. Венозная







  1. Правая половина сердца заполнена кровью:




  1. Артериальной

  2. Смешанной

  3. Венозной







  1. Большой круг кровообращения в отличие от малого круга:




  1. Образован артериями, венами и капиллярами

  2. Начинается в левом желудочке

  3. Обеспечивает транспорт веществ кровью







  1. Левый желудочек сердца, в отличие от правого желудочка:




  1. Имеет более толстую стенку

  2. Содержит венозную кровь

  3. Дает начало малому кругу кровообращения









Ответы: (слайд № 13)


1) 1

2) 3

3) 3

4) 2

5) 1


Обобщение:

Учитель подводит итог урока, учащиеся участвуют в обсуждении.

Предполагаемый вывод.


(слайд №14)

Циркуляция крови в организме человека (кровообращение) происходит благодаря непрерывной работе сердца, которое последовательно перегоняет кровь по большому и малому кругам кровообращения. Сердце человека четырехкамерное. Левая и правая его части изолированы сплошной перегородкой, благодаря которой артериальная кровь не смешивается с венозной. Различают три фазы в работе сердца: сокращение предсердий, сокращение желудочков, пауза. Частота и сила сердечных сокращений зависят от физической нагрузки человека и его психического состояния.

Различают три типа сосудов: 1) артерии, по которым кровь движется к сердцу; 2) капилляры – мельчайшие кровеносные сосуды, в которых происходит газообмен в легких и обмен веществ в тканях; 3) вены, по которым кровь возвращается в сердце.

V. Домашнее задание:

Учитель задаёт прочитать с. 128-131, ответить на вопросы рубрики «Проверьте свои знания» на с.131. Рабочая тетрадь зад.102 – заполнить таблицу. Словарные слова.


Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Задачи урока: Изучить строение органов кровообращения. Развить знания учащихся о строении и работе сердца iconЗадачи: Образовательные: изучить строение сердца; сформировать знания о сердечном цикле, автоматизме сердца; раскрыть роль нервной и гуморальной регуляции работы сердца

Задачи урока: Изучить строение органов кровообращения. Развить знания учащихся о строении и работе сердца iconЗадачи: Образовательные: изучить строение сердца; сформировать знания о сердечном цикле, автоматизме сердца; раскрыть роль нервной и гуморальной регуляции работы сердца

Задачи урока: Изучить строение органов кровообращения. Развить знания учащихся о строении и работе сердца iconЗадачи урока: ● Обобщить знания учащихся по теме «Организм человека»; ● Развивать индивидуальные способности у учащихся и коммуникативные навыки при работе в группе

Задачи урока: Изучить строение органов кровообращения. Развить знания учащихся о строении и работе сердца iconКонспект урока Строение и работа сердца Цель урока: Изучить связь строения сердца с его функцией. Формирование навыков монологического ответа и развитие способности анализа и синтеза

Задачи урока: Изучить строение органов кровообращения. Развить знания учащихся о строении и работе сердца iconЗадачи урока: Образовательная: оценить знания учащихся по теме «Опорно-двигательная система человека» Развивающая
Образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся о связи строения и функций скелета и мышц

Задачи урока: Изучить строение органов кровообращения. Развить знания учащихся о строении и работе сердца iconЗадачи: Обучающая: Сформировать знания учащихся о строении и функциях глаза, его частей. Воспитательная

Задачи урока: Изучить строение органов кровообращения. Развить знания учащихся о строении и работе сердца iconЗадачи: углубить знания о строении и функциях кожи, ее гигиене. Форма урока: изучение нового материала с элементами исследования

Задачи урока: Изучить строение органов кровообращения. Развить знания учащихся о строении и работе сердца iconЗадачи урока : обобщить и углубить знания о строении и свойствах мышечной ткани; раскрыть особенности строения и функций скелетных мышц

Задачи урока: Изучить строение органов кровообращения. Развить знания учащихся о строении и работе сердца iconТема : «Строение и работа сердца. Круги кровообращения»

Задачи урока: Изучить строение органов кровообращения. Развить знания учащихся о строении и работе сердца iconЗадачи: Расширить знания школьников о строении и функциях системы опоры и движения, о скелете и мышцах как её составных частях. Познакомить учащихся со строением и функциями отделов скелета человека: головы, туловища, верхних и нижних конечностей



Заказать интернет-магазин под ключ!

База данных защищена авторским правом © 2018
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
поиск