Учебная программа для специальности 1-03 02 01 «Физическая культура» 2010 icon

Учебная программа для специальности 1-03 02 01 «Физическая культура» 2010





Скачать 333.84 Kb.
НазваниеУчебная программа для специальности 1-03 02 01 «Физическая культура» 2010
Дата конвертации06.05.2013
Размер333.84 Kb.
ТипПояснительная записка
Учреждение образования

«Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»


УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

УО «ГГУ им. Ф. Скорины»


________________ И.В. Семченко

(подпись)

____________________

(дата утверждения)

Регистрационный № УД-___________/баз.


анатомия


Учебная программа для специальности


1-03 02 01 «Физическая культура»


2010


Составители:

О.С.Даниленко — преподаватель кафедры ОЛФК УО «ГГУ им. Ф.Скорины»

О.В.Тозик — преподаватель кафедры ОЛФК УО «ГГУ им. Ф.Скорины»

Т.А.Ворочай — преподаватель кафедры ОЛФК УО «ГГУ им. Ф.Скорины»


Рецензенты:

Э.В.Туманов - кандидат медицинских наук, доцент учреждения образования «Гомельский институт МЧС Республики Беларусь»;


Л.А.Евтухова – кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры «Физиология человека и животных» УО «ГГУ им. Ф. Скорины»


РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Кафедрой ОЛФК УО «ГГУ им. Ф. Скорины»


(протокол № __ от ____ _____________ 200__);


Методическим советом факультета физической культуры

УО «ГГУ им. Ф. Скорины»


(протокол № __ от ____ _____________ 200__);


Ответственный за редакцию: О.С.Даниленко

Ответственный за выпуск: О.С.Даниленко


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Анатомия человека относится к одной из фундаментальных дисциплин подготовки высококвалифицированного специалиста в области физической культуры и спорта.

Изучение форм строения и развития организма человека является естественной научной основой физической культуры и спорта. Анатомия как фундаментальная теоретическая дисциплина медико-биологической подготовки педагогов и тренеров по видам спорта обеспечивает не только знание объекта будущей деятельности специалиста, но и прививает необходимые практические навыки. Программа отражает современные данные о макроскопической анатомии и спортивной антропологии.

Актуальность изучения анатомии закладывает основу научного мировоззрения, составляет фундамент медицинских исследований, лежит в основе познания функционирования организма человека и его связи с внешним миром. Изучение тела человека в анатомии всегда ведется с учетом выполняемой внутренними органами функцией и будучи связанной, с жизнедеятельностью организма, те или иные анатомические данные становятся полноценными и представляют интерес для специалиста в области физической культуры.

Целью дисциплины является усвоение студентами особенностей строения тела человека с помощью описательного метода с учетом специфики функций организма.

Задачами дисциплины являются:

- ознакомление со строением органов и систем тела человека;

- ознакомление с основами возрастной анатомии и спортивной антропологии;

- овладение навыками анатомического анализа положений и движений тела спортсмена;

- овладение основными терминами и понятиями анатомии человека;

- усвоение особенностей строения организма человека на всех уровнях его организации;

- анализ методов морфологического исследования.

Тренер и педагог физического воспитания наделенный знаниями анатомии должен строить учебный и тренировочный процесс таким образом, чтобы не только подвести спортсмена к достижениям высокого спортивного результата, но улучшить состояние его здоровья и физического развития.

В результате изучения дисциплины:

Выпускник должен знать:

  • строение всех органов и систем человека в норме, их форму в связи с развитием, функцией и окружающей средой;

  • современные теоретические и практические достижения морфологических и смежных наук;

  • влияние физической культуры и спорта на организм человека в целом, на составляющие его органы и системы;

уметь:

  • расширить на базе полученных анатомических знаний биологическое, общеобразовательное и мировоззренческое представления об организме человека в целом в процессе последующего изучения дисциплин медико-биологического профиля;

  • произвести анатомический анализ положений и движений тела человека из спортивной практики;

-использовать полученные анатомические данные для формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья;

-использовать анатомические знания по предупреждению предпатологических и патологических изменений в связи с систематическими занятиями спортом.

Учебная дисциплина “Анатомия” изучается студентами 1-го курса специальности 1-03 02 01 “Физическая культура”.

Общее количество часов 246; аудиторное количество часов - 114, из них: лекции - 50 , лабораторные занятия - 60, самостоятельная управляемая работа студентов (СУРС) - 4. Форма отчётности экзамен.


Примерный тематический план




Название темы


лекции

Практи-ческие (Семи-нары)

Лабора-торные

занятия

СУРС

Всего

1

Раздел введение

4

-

-

-

4

1.1

Краткий исторический очерк, предмет и задачи анатомии

2

-

-

-

2

1.2

Строение клетки, ткани внутренней среды

2

-

-

-

2

2

Раздел Учение о костях и их соединениях

10

-

12

-

22

2.1

Кость как орган, виды соединений костей

2

-

2

-

4

2.2

Позвоночный столб

2

-

2

-

4

2.3

Общие данные о черепе. Мозговой череп

2

-

2

-

4

2.4

Лицевой череп. Череп в целом. Височно-нижнечелюстной сустав

-

-

2

-

2

2.5

Кости пояса и свободной верхней конечности, и их соединения.

2

-

2

-

4

2.6

Кости пояса и свободной нижней конечности, и их соединения.

2

-

2

-

4

3

Раздел Мышечная система

10

-

12

-

22

3.1

Учение о мышцах (Миология)

2

-

2

-

4

3.2

Мышцы головы и шеи

2

-

2

-

4

3.3


Мышцы туловища

2

-

4

-

6


3.4

Мышцы пояса верхней конечности, плеча и кисти

2

-

2

-

4

3.5

Мышцы пояса и свободной нижней конечности

2

-

2

-

4

4

Раздел Анатомический анализ положений и движений тела человека, спортивная морфология

4

-

2

-

6

4.1

Анатомическая характеристика положений и движений человеческого тела

2

-

-

-

2

4.2

Спортивная морфология, компоненты массы тела, подвижность в суставах и мышечная сила

2

-

2

-

4

5

Раздел Учение о внутренних органах (спланхнология)

8

-

8

-

16

5.1

Пищеварительная система

2

-

2

-

4

5.2

Дыхательная система

2

-

2

-

4

5.3

Мочеполовой аппарат

2

-

2

-

4

5.4

Эндокринная система

2

-

2

-

4

6

Раздел Учение о сердце и сосудах

6

-

10

-

16

6.1

Сердечно-сосудистая система

2

-

4

-

6

6.2

Артериальная и венозная системы организма

2

-

4

-

6

6.3

Лимфатическая система

2

-

2

-

4

7

Раздел Учение о нервной системе (неврология)

8

-

16

-

24

7.1

Общий обзор строения нервной системы

2

-

4

-

6

7.2

Головной мозг

2

-

4

-

6

7.3

Нервы головного и спинного мозга

2

-

4

-

6

7.4

Вегетативная нервная система

2

-

4

-

6

8

Раздел Учение об органах чувств

-

-

-

4

4

8.1

Органы чувств (анализаторы)

-

-

-

2

2

8.2

Строение покрова тела

-

-

-

2

2




Всего часов:

50

-

60

4

114



Содержание учебного материала


РАЗДЕЛ 1 ВВЕДЕНИЕ


Тема 1.1 Краткий исторический очерк,

предмет и задачи анатомии

Краткий исторический очерк развития анатомии по периодам. Зачатки анатомии в античном периоде (Алкемеон Крытонский, Гиппократ, Аристотель, Герофил, Эрасистрат, Гален). Анатомия в эпоху Средневековья (Авиценна), эпоха Возрождения (Леанард да Винчи). Везалий – реформатор анатомии. Основные достижения XVI – XVII в.в. (Гарвей, Мальпигий, Борелли, Рюрш). Зарождение анатомической науки в России. Крупнейшие отечественные анатомы (А.М. Шумлянский, Н.И. Пирогов, В.П.Воробьев, М.Ф. Иваницкий). П.Ф. Лесгафт – основоположник функциональной анатомии и его последователи. Современный этап развития анатомии: рентгеноанатомия, ультразвуковое исследование внутренних органов, магнитный резонанс и компьютерная томография. Классификация морфологических (анатомических) наук. Значение изучения анатомии в деле подготовки специалистов физической культуры.

Содержание предмета, задачи и методы исследования в анатомии. Значение изучения анатомии в деле подготовки специалистов физической культуры. Связь анатомии с медико-биологическими дисциплинами.


Тема 1.2 Строение клетки, ткани внутренней среды

Клетка – основной структурно-функциональный компонент организма. Учение о клетке. Строение клетки, функции, деление, начальное развитие организма.

Типы тканей в организме человека. Особенности их структурной организации и выполняемых функций. Строение и функции эпителиальной, мышечной и нервной ткани. Эпителтальная ткань: покровный эпителий и его виды, железистый эпителий. Соединительная ткань: собственно соединительная, костная, хрящевая, система тканей внутренней среды. Мышечная ткань: гладкая, поперечно-полосатая, сердечная. Нервная ткань: нейроны и глия. Понятие об органе, системе органов и аппарате органов.


РАЗДЕЛ 2 УЧЕНИЕ О КОСТЯХ И ИХ СОЕДИНЕНИЯХ


Тема 2.1 Кость как орган, виды соединений костей

Опорно-двигательный аппарат: активная и пассивная части. Скелет и выполняемые им функции. Классификация костей: трубчатые, губчатые, плоские, смешанные и воздухоносные кости. Строение кости: органическая и неорганическая части. Грубоволокнистая и пластинчатая костная ткань. Строение остеона. Рост и развитие кости. Физические свойства кости: твердость и упругость.

Особенности строения скелета человека в связи с выполняемыми функциями. Осевой скелет: позвоночный столб (строение позвонков), грудная клетка (ребра и грудина), череп (кости мозгового и лицевого отделов, отверстия в черепе и их назначение). Добавочный скелет: кости верхних и нижних конечностей (пояс и свободная часть).

Виды соединения костей. Непрерывные соединения: фиброзные (синдесмозы – связки и межкостные перепонки, швы и вколачивания), хрящевые (постоянные и временные), костные. Прерывные соединения (суставы). Строение сустава. Вспомогательные образования в суставах (диски и мениски, суставные губы и сумки). Биомеханика суставов и опорно-двигательного аппарата. Классификация суставов: по числу и форме суставных поверхностей. Анатомо-физиологическая классификация. Полусуставы (симфизы).

Соединение костей верхних и нижних конечностей. Соединения костей пояса и свободной верхней конечности (плечевой, локтевой и лучезапястный суставы). Соединения костей тазового пояса и свободной нижней конечности (тазобедренный, коленный, голеностопный суставы).

Возвратные особенности и развития костей в условиях занятий физической культурой и спортом. Влияние физических упражнений на форму и микроскопическое строение костей.


Тема 2.2 Позвоночный столб

Осевой скелет. Позвоночный столб и его отделы. Строение позвонка. Особенности строения шейных, грудных, и поясничных позвонков. Строение крестца и копчика. Грудная клетка. Строение грудины и ребер. Соединение ребер с позвоночным столбом и грудиной. Движение ребер. Связочный аппарат грудной клетки. Позвоночный столб как целое. Влияние физических упражнений на развитие позвоночного столба и грудной клетки.


Тема 2.3 Общие данные о черепе. Мозговой череп

Строение и функции черепа; лицевой и мозговой отделы. Непарные кости мозгового черепа (лобная, затылочная, клиновидная, решетчатая); парные кости мозгового черепа (теменная, височная): их строение, воздухоносные пазухи. Определение принадлежности парных костей мозгового черепа стороне.

Мозговой череп. Строение костей мозгового черепа. Швы черепа. Соединение позвоночника с черепом. Соединение костей мозгового черепа.


Тема 2.4 Лицевой череп. Череп в целом. Височно-нижнечелюстной сустав

Кости лицевого черепа: парные – верхнечелюстная, слезная, скуловая, нижняя носовая раковина, небная кость; непарные – нижнечелюстная кость, сошник, подъязычная кость. Соединения костей мозгового и лицевого черепа. Височно-нижнечелюстной сустав: особенности строения, движения. Череп в целом: крыша черепа; внутреннее и наружное основания. Глазница; носовая и ротовая полости, их стенки и отверстия. Височная, подвисочная и крылонебная ямки.

Возрастные, половые и индивидуальные особенности строения черепа.


Тема 2.4 Кости пояса и свободной верхней конечности, их соединения.

Отделы верхней конечности (пояс верхней конечности и свободная верхняя конечность). Кости пояса верхней конечности: лопатка, ключица (строение, расположение, определение принадлежности стороне). Отделы свободной верхней конечности (плечо, предплечье, кисть). Строение плечевой кости, определение принадлежности ее стороне.

Грудино-ключичный и акромиально-ключичный суставы: особенности строения, форма, связочный аппарат, оси и движения. Плечевой сустав: особенности строения, форма, связочный аппарат, оси и движения. Зависимость между прочностью и подвижностью на примере плечевого сустава.

Строение локтевой и лучевой костей, их местоположения и определение принадлежности стороне. Кисть: кости проксимального и дистального рядов запястья, кости пясти и фаланг пальцев, их местоположения и строение

Локтевой сустав: строение, связочный аппарат, оси и движения. Соединения костей предплечья в проксимальном отделе, на протяжении и в дистальном отделе. Лучезапястный сустав: строение, форма, связочный аппарат, оси и движения. Суставы кисти: среднезапястный сустав (строение, форма, движения, связь с лучезапястным суставом); межзапястные суставы; запястно-пястные суставы: I пальца и II–V пальцев (строение, форма, оси, движения, особенности); пястно-фаланговые и межфаланговые суставы (строение, форма, связки, оси и движения). Проекция скелетных образований верхней конечности на поверхность тела человека.


Тема 2.5 Кости пояса и свободной нижней конечности, их соединения.

Отделы нижней конечности (тазовый пояс и свободная нижняя конечность); тазовая кость: ее строение, определение принадлежности стороне, проекция на поверхность тела. Отделы свободной нижней конечности (бедро, голень, стопа). Бедренная кость: строение, части, характеристика прочности, определение принадлежности стороне. Надколенник: его форма, назначение, определение принадлежности стороне.

Крестцово-подвздошный сустав, особенности строения (амфиартроз), связочный аппарат. Лобковый симфиз (гемиартроз). Таз в целом, его отделы, связочный аппарат, половые отличия. Тазобедренный сустав: особенности строения, форма, связочный аппарат (внутри- и внесуставные связки), оси, движения.

Большеберцовая и малоберцовая кости, их местоположения, строение, анатомические образования, признаки определения принадлежности стороне. Стопа (предплюсна, плюсна, фаланги пальцев), местоположение, строение.

Коленный сустав: особенности строения, вспомогательный аппарат, форма, связки (внутри- и внесуставные), оси, движения. Соединения костей голени в проксимальном отделе, на протяжении и в дистальном отделе. Голеностопный (надтаранный), таранно-пяточный (подтаранный) и таранно-пяточно-ладьевидный суставы: особенности строения, связочный аппарат, оси, движения. Пяточно-кубовидный, предплюсне-плюсневые, плюсне-фаланговые и межфаланговые суставы: строение, форма, связки, оси, движения. Стопа как целое, ее функции. Продольные и поперечный своды стопы. Понятие о плоскостопии. Проекция скелетных образований нижней конечности на поверхность тела человека.


РАЗДЕЛ 3 МЫШЕЧНАЯ СИСТЕМА


Тема 3.1 Учение о мышцах (Миология)

Мышца – основной структурно-функциональный компонент организма. Мышечная ткань и её разновидности. Гладкая, поперечно-полосатая и сердечная мышечная ткань. Строение мышцы как органа. Классификация мышц по форме, положению, функциям. Оболочки мышц (эндомизий, перимизий, эпимизий). Вспомогательные аппараты мышц: фиброзныеи костно-фиброзные влагалища, синовиальные сумки. Сила и амплитуда сокращения мышц, закон рычага и работы мышц. Особенности развития скелетной мускулатуры. Возрастные, половые, профессиональные и индивидуальные особенности.


Тема 3.2 Мышцы головы и шеи

Мышцы головы: жевательные и мимические. Мимические мышцы: расположение, места начала и прикрепления, функции. Жевательные мышцы: расположение, места начала и прикрепления, функции.

Мышцы шеи, места начала и прикрепления, функции при различных видах опоры. Мышцы шеи участвующие в сгибании шейного отдела позвоночника, наклонах в стороны и скручивании позвоночника.


Тема 3.3 Мышцы туловища

Мышцы груди: большая и малая грудные мышцы; подключичная мышца; передняя зубчатая мышца; межреберные мышцы (наружные и внутренние); мышцы, поднимающие ребра; подреберные мышцы; поперечная мышца груди. Места их начала и прикрепления. Функции при проксимальной и дистальной опорах. Функциональные группы мышц, производящие движения пояса верхней конечности: вверх и вниз; вперед и назад; нижним углом лопатки внутрь и наружу. Мышцы живота: наружная косая мышца живота; прямая мышца живота; пирамидальная мышца; внутренняя косая мышца живота; поперечная мышца живота. Места начала и прикрепления; функции при проксимальной и дистальной опорах. Влагалище прямой мышцы живота. Функциональные группы мышц, производящие движения пояса верхней конечности.

Мышцы, входящие в состав брюшного пресса, их функциональное значение у спортсменов. Места наименьшего сопротивления передней брюшной стенки: белая линия живота, пупочное кольцо, паховый канал, бедренный канал. Функциональные группы мышц, сгибающие и разгибающие позвоночный столб; производящие наклоны позвоночного столба и повороты его в стороны. Дыхательные мышцы: мышцы вдоха (основные и вспомогательные); мышцы выдоха (основные и вспомогательные).

Поверхностные мышцы спины: трапециевидная; широчайшая; большая и малая ромбовидные; мышца, поднимающая лопатку; верхняя задняя и нижняя задняя зубчатые мышцы. Глубокие мышцы спины: ременная мышца; мышца-выпрямитель позвоночного столба; поперечно-остистые и межостистые мышцы. Места их начала и прикрепления; функции при проксимальной и дистальной опорах. Проекция на поверхность тела.


Тема 3.4 Мышцы пояса верхней конечности, плеча и кисти

Мышцы пояса верхней конечности: дельтовидная мышца, надостная и подостная мышцы, малая и большая круглые мышцы, подлопаточная мышца; места начала и прикрепления; функции при проксимальной и дистальной опорах. Мышцы плеча: клювовидно-плечевая мышца, двуглавая мышца плеча, плечевая мышца, трехглавая мышца плеча, локтевая мышца. Места начала и прикрепления, функции при проксимальной и дистальной опорах. Функциональные группы мышц, производящие сгибание и разгибание плеча, пронацию и супинацию плеча, отведение и приведение плеча.

Передняя поверхность предплечья: круглый пронатор, лучевой сгибатель запястья, длинная ладонная мышца, поверхностный сгибатель пальцев, локтевой сгибатель запястья, длинный сгибатель большого пальца кисти, глубокий сгибатель пальцев, квадратный пронатор. Начало, прикрепление, функции при проксимальной и дистальной опорах. Мышцы ладонной поверхности кисти. Мышцы возвышения большого пальца: короткая мышца, отводящая большой палец кисти; короткий сгибатель большого пальца кисти; мышца, противопоставляющая большой палец кисти; мышца, приводящая большой палец кисти. Мышцы возвышения мизинца: мышца, отводящая мизинец; короткий сгибатель мизинца; мышца, противопоставляющая мизинец; короткая ладонная мышца. Средняя группа мышц кисти: червеобразные мышцы, ладонные межкостные мышцы. Места их начала и прикрепления.

Задняя поверхность предплечья: плечелучевая мышца, длинный и короткий лучевые разгибатели запястья; разгибатель пальцев; разгибатель указательного пальца; разгибатель мизинца; локтевой разгибатель запястья; мышца-супинатор; длинная мышца, отводящая большой палец кисти; короткий разгибатель большого пальца кисти; длинный разгибатель большого пальца кисти. Места начала и прикрепления, функции при проксимальной и дистальной опорах. Тыльные межкостные мышцы. Функциональные группы мышц, производящие сгибание и разгибание предплечья; супинацию и пронацию предплечья. Функциональные группы мышц, производящие сгибание и разгибание кисти; приведение и отведение кисти; сгибание и разгибание пальцев кисти. Проекция мышц верхней конечности на поверхность тела человека.


Тема 3.5 Мышцы пояса и свободной нижней конечности

Передняя группа мышц пояса нижней конечности: подвздошно-поясничная мышца, малая поясничная мышца. Начало, прикрепление, функции. Задняя группы мышц пояса нижней конечности: большая, средняя и малая ягодичные мышцы; напрягатель широкой фасции; грушевидная мышца; внутренняя и наружная запирательные мышцы; верхняя и нижняя близнецовые мышцы; квадратная мышца бедра. Начало, прикрепление, функции при проксимальной и дистальной опорах. Мышцы бедра: передняя группа (четырехглавая мышца бедра, портняжная мышца); задняя группа (полусухожильная мышца, полуперепончатая, двуглавая мышца бедра, подколенная мышца); медиальная группа (гребенчатая мышца, тонкая мышца, длинная, короткая и большая приводящие мышцы). Места начала и прикрепления, функции при проксимальной и дистальной опорах. Функциональные группы мышц, производящие сгибание и разгибание бедра, приведение и отведение бедра, супинацию и пронацию бедра. Проекция мышц тазового пояса и бедра на поверхность тела человека.

Мышцы голени: передняя группа (передняя большеберцовая мышца, длинный разгибатель пальцев, длинный разгибатель большого пальца стопы); задняя группа – поверхностный слой (трехглавая мышца голени, подошвенная мышца); глубокий слой (длинный сгибатель пальцев, длинный сгибатель большого пальца стопы, задняя большеберцовая мышца); латеральная группа (длинная и короткая малоберцовая мышцы). Места их начала и прикрепления, функции при проксимальной и дистальной опорах. Мышцы стопы: тыльная поверхность (короткий разгибатель пальцев, короткий разгибатель большого пальца стопы); подошвенная поверхность: медиальная группа (мышца, отводящая большой палец стопы; короткий сгибатель большого пальца стопы; мышца, приводящая большой палец стопы); латеральная группа (мышца, отводящая мизинец стопы; короткий сгибатель мизинца стопы); средняя группа (короткий сгибатель пальцев; квадратная мышца подошвы; червеобразные мышцы; подошвенные и тыльные межкостные мышцы). Функциональные группы мышц, производящие сгибание, разгибание голени, ее пронацию и супинацию; сгибание и разгибание стопы, приведение и отведение стопы, супинацию и пронацию стопы. Мышцы, удерживающие продольные и поперечный своды стопы. Проекция мышц голени и стопы на поверхность тела человека.


РАЗДЕЛ 4 АНАТОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОЛОЖЕНИЙ

И ДВИЖЕНИЙ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА,

СПОРТИВНАЯ МОРФОЛОГИЯ


Тема 4.1 Анатомическая характеристика положений и движений

человеческого тела

Функциональная анатомия систем обеспечения и регуляции движения. Общий центр тяжести тела, виды равновесия и вертикального положения тела. Вис на выпрямленных и согнутых руках, упор лежа и на параллельных брусьях.

Функциональная анатомия систем регуляции движений: нервной и гуморальной. Общая характеристика ходьбы, бега, прыжка в длину с места, сальто назад.


Тема 4.2 Спортивная морфология, компоненты массы тела,

подвижность в суставах и мышечная сила

Адаптация: понятие, структурные изменения аппарата движе­ния под влиянием физической нагрузки. Понятие об антропометрии, антропометрические измерения. Определение продольных, попе­речных и обхватных размеров тела. Возрастная морфология. Поло­вое созревание и его морфо-функциональная характеристика.

Костный, мышечный и жировой компоненты. Антропометриче­ские измерения и расчеты компонентов массы тела.

Определение подвижности в суставах, измерение мышечной си­лы. Полидинамометрия. Особенности развития подвижности в суставах и мышечной силы у спортсменов различных видов спорта, пола, возраста.

Анатомоантропологические механизмы адаптации к физическим нагрузкам.


РАЗДЕЛ 5 УЧЕНИЕ О ВНУТРЕННИХ ОРГАНАХ

(СПЛАНХИОЛОГИЯ)


Тема 5.1 Пищеварительная система

Общий обзор пищеварительной системы, ее отделы.

Строение органов ротовой полости, стенки глотки, пищевода и желудка, функции. Ротовая полость, ее границы и органы в ней расположенные. Строение зубов, зубная формула и ее изменение с возрастом. Язык: сосочки и мышцы. Железы рта (слюнные железы). Нёбо: мягкое и твердое нёбо, мышцы нёба. Глотка и ее отделы, мышцы глотки. Пищевод, особенности строения стенки и топография в грудной и брюшной полостях.

Желудок: отделы и части, строение стенки, слизистая, железы желудка, краткая характеристика выполняемых функций. Тонкий (12-ти перстная, тонкая и тощая кишки) и толстый (слепая, восходящая, поперечная, нисходящая и сигмовидная ободочные кишки, прямая кишка) кишечник. Особенности топографии и строения слизистой. Связь строения с выполняемой функцией.

Пищеварительные железы. Строение и функции печени, поджелудочной железы. Печень: макро- и микроструктура, топография в брюшной полости. Кровоснабжение и организация печеночной дольки. Воротная система печени. Желчный пузырь: отделы и протоки. Поджелудочная железа: расположение в брюшной полости, отделы и выводные протоки. Краткая характеристика функций пищеварительных желез.

Брюшина: происхождение и листки (висцеральный и париетальный). Понятие о брыжейке. Функции брюшины.


Тема 5.2 Дыхательная система

Общий обзор дыхательной системы. Дыхательные пути и собственно дыхательные органы (легкие) и их функции. Воздухоносные пути. Носовая полость: носовые ходы, обонятельная и дыхательная области. Пересечение дыхательного и пищеварительного пути в глотке. Гортань: ее отделы, хрящи (парные и непарные) и мышцы (расширители и суживатели голосовой щели, мышцы напрягающие голосовые связки). Голосовые связки и звукообразование. Трахея: топография в грудной полости и строение стенки. Бронхи: главные бронхи (строение стенки и топография), ветвление бронхиального дерева. Строение и функции легких, структурная единица легких. Легкие: макростроение (поверхности, щели, ворота легкого) и микростроение (легочный ацинус, альвеолы). Плевра и средостение. Плевральные оболочки и полость.


Тема 5.3 Мочеполовой аппарат

Обзор строения мочеполового аппарата. Выделительная система. Внутреннее и внешнее строение почек. Расположение почек в брюшной полости: особенности топографии, фиксирующий аппарат почки. Макроструктура почки: поверхности, края, полюса. Почечные ворота. Внутреннее строение почки: корковое и мозговое вещество. Почечные сегменты, и доли, корковые дольки. Нефрон, как структурно-функциональная единица почки, строение. Пути тока крови и мочи. Сосудистое русло почек.

Пути выведения мочи. Почечные чашки и лоханка, форникальный аппарат почки и его назначение. Мочеточник: строение стенки и топография. Мочевой пузырь: отделы и строение стенки. Мужской и женский мочеиспускательный каналы.

Строение мужских и женских половых органов.

Внутренние и наружные мужские половые органы. Строение мужских половых желез: яичко и система семенных канальцев. Придаток яичка. Семенные пузырьки, бульбоуретальные железы, предстательная железа. Топография в тазовой полости. Наружные половые органы: половой член и мошонка. Опускание яичек в мошонку, формирование семенного канатика.

Внутренние и наружные женские половые органы. Строение женских половых желез: яичник (макроструктура и топография, внутреннее строение и понятие о фолликуле). Маточные трубы и их части, матка, влагалище. Строение стенки и расположение друг относительно друга. Изменения половых органов в ходе полового цикла. Наружные половые органы: женская половая область и клитор.


Тема 5.4 Эндокринная система

Общая характеристика эндокринной системы. Разделение желез внутренней секреции по способу онтогенетического развития. Строение и функции желез. Щитовидная железа, околощитовидная желе­за, зобная железа, гипофиз, эпифиз, надпочечники, инсулярная часть поджелудочной железы и их строение. Половые железы как эндокринные органы. Роль эндокринных желез в регуляции мышечной деятельности.


РАЗДЕЛ 6 УЧЕНИЕ О СЕРДЦЕ И СОСУДАХ


Тема 6.1 Сердечно-сосудистая система

Общий обзор сердечно-сосудистой системы. Замкнутая кровеносная система. Незамкнутая лимфатическая система. Понятие о кровообращении.

Сердце как основной двигатель крови. Положение сердца в грудной полости, его форма, размеры поверхности. Камеры сердца: cтроение предсердий и желудочков. Ток крови в сердце. Клапаны сердца (предсердно-желудочковые, аортальные и легочного ствола). Строение стенки сердца (эндокард, миокард и эпикард), “мягкий” скелет сердца. Проводящая система сердца. Строение перикарда (околосердечной сумки). Кровоснабжение и иннервация сердца. Функциональная анатомия обеспечения сердечно-сосудистой системы.


Тема 6.2 Артериальная и венозная системы организма

Кровеносные сосуды – магистральные пути передвижения крови в организме. Большой и малый круги кровообращения. Принципы номенклатуры артерий. Микроциркуляторное русло. Классификация артерий. Строение стенки артерий: артерии мышечного, эластичного и смешенного типов.

Артерии большого круга кровообращения. Аорта и её ветви. Восходящая часть аорты, дуга аорты и нисходящая часть аорты. Ветвление и области кровоснабжения наружной и внутренней сонных артерий, подключичной, подкрыльцовой, плечевой, локтевой и лучевой артерии. Артериальное снабжение туловища, органов брюшной и тазовой полостей и нижних конечностей.

Обзор строения венозной системы. Вены: строение стенки, клапаны. Вены большого круга кровобращения. Строение верхней и нижней полых вен, система воротной вены. Венозные анастомозы. Особенности оттока венозной крови от головного мозга. Поверхностные и глубинные вены верхних и нижних конечностей. Формирование и области оттока крови по верхней полой и нижней полых вен, система воротной вены.


Тема 6.3 Лимфатическая система

Основные компоненты и функции лимфатической системы. Характеристика лимфатических капилляров, сосудов, узлов и лимфатических протоков. Поясничный и грудной лимфатические протоки. Грудной проток и правый лимфатический проток. Образование лимфы. Лимфатическая система отдельных областей тела. Органы кроветворения и иммунной системы. Центральные органы кроветворения: красный костный мозг и тимус. Периферические органы: миндалины, лимфоидные и лимфатические узлы, селезенка.


РАЗДЕЛ 7 УЧЕНИЕ О НЕРВНОЙ СИСТЕМЕ (НЕВРОЛОГИЯ)


Тема 7.1 Общий обзор строения нервной системы

Обзор строения и классификация нервной системы. Классификация по топографическому принципу и анатомо-функциональная классификация. Нейроны и глия. Морфологическая и морфо-функциональная классификация нейронов. Внешнее и внутренне строение спинного мозга. Размеры, топография, утолщения спинного мозга. Сегменты спинного мозга их строение и номенклатура. Микроструктура серого вещества: ядра спинного мозга и их расположение. Организация белого вещества. Проводящие пути переднего, бокового и заднего канатиков. Собственный сегментарный аппарат мозга. Оболочки спинного мозга: твердая, паутинная и сосудистая. Внутреннее и внешнее строение спинного мозга, функции. Спинномозговой канал, спинномозговая жидкость. Рефлекторная дуга, проводящие пути центральной нервной системы.


Тема 7.2 Головной мозг

Головной мозг, его строение, разделение на отделы. Размеры, внешний вид (базальная, медиальная и верхнелатеральные поверхности).

Конечный мозг: кора больших полушарий, ее клеточная организация. Доли конечного мозга. Локализация функций в коре больших полушарий. Базальные ядра конечного мозга: хвостатое ядро, скорлупа, бледный шар, ограда, миндалевидное тело. Понятие о стриопаллидарной системе, нео- и палеостриатуме. Белое вещество конечного мозга: свод и мозолистое тело. Лимбическая система.

Строение и функции продолговатого и заднего мозга. Понятие о ретикулярной формации. Задний мозг: мост и его ядра, мозжечок (строение, клеточная организация коры, ядра).

Строение и функции среднего и промежуточного мозга. Топография и основные части промежуточного мозга (таламус, метаталамус, эпиталамус, гипоталамус. Их ядра и краткая характеристика выполняемых функций. Средний мозг: крыша, ножки, водопровод. Ядра среднего мозга.

Система желудочков мозга. Спинномозговая жидкость, ее состав и функции. Кровоснабжение мозга: вилизиев круг. Система желудочков мозга.

Доли, борозды и извилины полушарий головного мозга. Основные центры головного мозга. Боковые желудочки. Строение коры больших полушарий, цитоархитектоника. Проводящие пути головного мозга. Типы проводящих путей: ассоциативные, комиссуральные, проекционные. Классификация проекционных волокон. Экстероцептивные проводящие пути: латеральный и передний спинно-таламический. Проприоцептивные проводящие пути: бульботаламический, задний и передний спинно-мозжечковые. Мозжечково-таламический и мозжечково-покрышечный путь. Нисходящие пути: главный двигательный (пирамидный) и экстрапирамидные пути. Оболочки головного мозга.


Тема 7.3 Нервы головного и спинного мозга

Классификация нервов головного мозга. Черепно-мозговые нервы и их строение. Места выхода черепно-мозговых нервов. Области ин­нервации 12 пар головных нервов. Классификация спинномозговых нервов. Основные нервы и области их иннервации. Формирование сплетений. Шейное и плечевое сплетение их нервы. Грудные спинномозговые нервы. Поясничное и крестцовое сплете­ния их нервы.


Тема 7.4 Вегетативная нервная система

Характеристика центральной и периферической нервной систе­мы. Вегетативная (автономная) нервная система. Симпатическая часть вегетативной нервной системы. Шейный отдел симпатической части. Средний шейный узел. Нижний шейный узел. Грудной отдел симпатической части автономной нервной сис­темы. Поясничный, крестцовый и копчиковый отдел симпатической части нервной системы. Чревное (солнечное) сплетение. Парасимпа­тическая часть вегетативной нервной системы. Средний отдел. Тазо­вый отдел.


РАЗДЕЛ 8 УЧЕНИЕ ОБ ОРГАНАХ ЧУВСТВ


Тема 8.1 Органы чувств (анализаторы)

Понятие об анализаторах, классификация рецепторов.

Строение и функции органа зрения. Орган зрения: глаз и вспомогательные органы. Глазное яблоко: оболочки (фиброзная, сосудистая, чувствительная) и ядро (камеры глаза, хрусталик и стекловидное тело). Мышцы ресничного тела и их иннервация. Регуляция количества света, поступающего в глаз. Мышцы глазного яблока, их иннервация. Слезный аппарат. Клеточное строение сетчатки глаза. Путь света в сетчатке. Проводящие пути зрительного анализатора. Подкорковый центр зрения (верхние бугры четыреххолмия). Корковый центр зрения.

Строение и функции органа слуха и равновесия. Наружное ухо: ушная раковина, наружный слуховой проход. Среднее ухо: барабанная полость и система косточек среднего уха, слуховая труба. Внутренне ухо: костный и перепончатый лабиринты. Система полукружных канальцев, сферический и эллиптический мешочки. Внутренне строение улитки: спиральный (кортиев) орган. Распространение звука во внутреннем ухе и его трансформация в нервный импульс. Вестибулорецепторы. Проводящие пути вестибулярного слухового анализаторов.

Строение и функции органов обоняния и вкуса. Орган обоняния: строение и проводящие пути обонятельного анализатора. Орган вкуса: строение и проводящие пути вкусового анализатора.


Тема 8.2 Строение покровов тела

Строение кожи: эпидермис, дерма, подкожный слой. Особенности пигментации кожи человека. Производные эпидермиса: волосы и нргти. Волосяной покров человеческого тела, его рудиментарные и прогрессивные об­разования. Производные кожи: сальные, потовые и молочные железы. Виды кожной чувствительности. Кожа как рецептор. Защитные, секреторные функции кожи.


Информационно-методическая часть



Примерный перечень лабораторных занятий


1. Строение клетки, ткани внутренней среды.

2. Кость как орган, виды соединений костей.

3. Строение позвоночного столба.

4. Строение костей черепа.

5. Кости пояса верхней конечности и свободной верхней конечности.

6. Кости пояса нижней конечности и свободной нижней конечности.

7. Строение мышц.

8. Начало, прикрепление и функции мышц головы и шеи.

9. Начало, прикрепление и функции мышц туловища.

10. Мышцы пояса верхней конечности и свободной верхней конечности.

11. Мышцы пояса нижней конечности и свободной нижней конечности.

12.Определение подвижности в суставах и мышечной силы.

13. Строение пищеварительной системы.

14. Строение дыхательной системы.

15. Строение мочеполового аппарата.

16. Строение эндокринной системы.

17. Строение сердечно-сосудистой системы.

18. Основные артерии большого и малого круга кровообращения.

19. Основные вены большого и малого круга кровообращения.

20. Строение лимфатической системы и органов иммуногенеза.

21. Строение нервной системы.

22. Строение головного мозга.

23. Нервы головного и спинного мозга.

24. Строение вегетативной нервной системы.

Рекомендуемые формы контроля знаний





  1. Реферативные работы.

  2. Контрольные работы.



Рекомендуемые темы реферативных работ





  1. Строение органов осязания, обоняния, вкуса.

  2. Строение органа зрения.

  3. Строение органа слуха и равновесия

  4. Строение кожи: эпидермис, дерма, подкожный слой.

  5. Особенности пигментации кожи человека.

  6. Образования волосяного покрова человеческого тела. Ногти. Кожные железы. Молочные железы. Кожа как рецептор.



Рекомендуемые темы контрольных работ





  1. Строение костей и их соединения.

  2. Мышечная система

  3. Строение внутренних органов.

  4. Строение сердечнососудистой системы.

  5. Строение нервной системы.



Рекомендуемая литература

ОСНОВНАЯ


1 Иваницкий, М.Ф. Анатомия человека (с основами динамической и спортивной морфологии) [текст]: учебник для институтов физической культуры / под ред. Б.А. Никитюка, А.А. Гладышевой, Ф.В. Судзиловского. - 6-е изд. - М.: Терра-Спорт, 2003.

2 Иваницкий, М.Ф. Анатомия человека [текст]: учебное пособие для институтов физической культуры / М.Ф. Иваницкий. - 5-е изд. - М.: ФиС, 1985.

3 Козлов, В.И. Анатомия человека [текст]: учебное пособие для институтов физической культуры / В.И. Козлов. - М.: Физкультура и спорт, 1978.

4 Козлов, В.И. Анатомия спортивной морфологии [текст] / В.И.Козлов, А.А. Гладышева. - М.: ФиС, 1989.

5 Никитюк, Б.А. Анатомия и спортивная морфология (практикум) [текст]: учебное пособие для институтов физической культуры / Б.А.Никитюк, А.А Гладышева. - М.: ФиС, 1980.

6 Никитюк, Б.А. Общая спортивная морфология [текст] / Б.А.Никитюк. - М.: ГЦОЛИФК, 1980.

7 Стрельников, В.П. Проводящие пути головного и спинного мозга [текст]: учебно-методическое пособие для институтов АФВиС РБ / В.П.Стрельников, В.М.Гладышев.- 6-е изд. - Мн., 1995.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ


8 Гладышева, А.А. Анатомия человека: учебник для средних физкультурных учебных заведений [текст] / А. А. Гладышева. - 2-е изд. - М.: ФиС, 1984.

9 Сапин, М.Р. Анатомия человека [текст] / М.Р. Сапин, Г.Л. Билич. - М.: Оникс 21 век, 2003.

10 Сапин, М.П. Анатомия человека [текст] / М.П. Сапин. - М.: Медицина, 1997. Т. 1, 2.

11 Колесников, Н.В. Анатомия человека [текст] / Н.В. Колесников. - М.: Медицина, 1967.

12 Курепина, М.М. Анатомия человека [текст] / М.М. Курепина, А.П. Ожигова, А.А. Никитина. - М.: Владос, 2003.

13 Липченко, В.Я. Атлас нормальной анатомии человека [текст] / В.Я. Липченко, Р.П. Самусев. - М.: Медицина, 2005.

14 Привес, М.Г. Анатомия человека [текст] / М.Г. Привес, Н.К. Лысенков, В.И. Бушкович. - СПб.: Издательство “Диля”, 1998.

15 Синельников, Р.Д. Атлас анатомии человека [текст] / Р.Д. Синельников. - Т. 1-3. - М.: Медицина, 1990.


Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Учебная программа для специальности 1-03 02 01 «Физическая культура» 2010 iconУчебная программа для специальности 1-03-02-01 физическая культура 2010

Учебная программа для специальности 1-03 02 01 «Физическая культура» 2010 iconУчебная программа для специальности 1-03 02 01 физическая культура Факультет физической культуры

Учебная программа для специальности 1-03 02 01 «Физическая культура» 2010 iconПеречень вопросов для подготовки к итоговой государственной аттестации по специальности «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)» специализации «Лечебная физическая культура» на 2012 -2013 уч г. Дисциплина «Анатомия и физиология»
Определение содержания предмета анатомии и физиологии, задачи и методы изучения. История развития анатомии и физиологии. Социальная...

Учебная программа для специальности 1-03 02 01 «Физическая культура» 2010 iconПрограмма собеседования по направлению 034400. 68 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура) Общие положения Вступительное испытание проводится в форме собеседования

Учебная программа для специальности 1-03 02 01 «Физическая культура» 2010 iconУчебная программа для специальности: 1-25 01 07 Экономика и управление на предприятии Факультет Международных экономических отношений и менеджмента
Учебная программа составлена на основе учебной (базовой) программы по дисциплине «Безопасность и гигиена труда на предприятии», утвержденной...

Учебная программа для специальности 1-03 02 01 «Физическая культура» 2010 iconМуниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура» в 2010-2011 учебном году

Учебная программа для специальности 1-03 02 01 «Физическая культура» 2010 iconПрограмма дисциплины Специальность 032101 «Физическая культура и спорт» Новочебоксарск

Учебная программа для специальности 1-03 02 01 «Физическая культура» 2010 iconУчебная программа Дисциплины р5 «Полупроводниковые приборы свч» по направлению 011800 «Радиофизика» магистерская программа «Физическая электроника»

Учебная программа для специальности 1-03 02 01 «Физическая культура» 2010 iconРабочая программа учебной дисциплины «бухгалтерский учет» для специальности 080501. 51 «Менеджмент (по отраслям)» (базовый уровень среднего профессионального образования)
Учебная программа дисциплины «Бухгалтерский учет» разработана для студентов специальностей экономического профиля по специальности...

Учебная программа для специальности 1-03 02 01 «Физическая культура» 2010 iconУчебная программа для специальности g-31-03-01-04 Математическая электроника



База данных защищена авторским правом © 2016
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
поиск