Методические разработки учителя биологии моу «сош №1» ст. Гиагинской Пахомовой Ольги Ивановны icon

Методические разработки учителя биологии моу «сош №1» ст. Гиагинской Пахомовой Ольги Ивановны





Скачать 228.74 Kb.
НазваниеМетодические разработки учителя биологии моу «сош №1» ст. Гиагинской Пахомовой Ольги Ивановны
Дата конвертации30.04.2013
Размер228.74 Kb.
ТипМетодические разработки


Активизация учебно-познавательной деятельности школьников на уроках биологии


Методические разработки

учителя биологии

МОУ «СОШ №1» ст. Гиагинской

Пахомовой Ольги Ивановны


Совершенствование методов и средств обучения необходимо строить на научной основе, рассматривая процесс обучения как целенаправленный организованный процесс взаимодействия, сотрудничества учителя и учащихся, призванный вооружить их научным мировоззрением, знаниями и умениями. Основной закон усвоения: воспринять – осмыслить – запомнить – применить – проверить результат.

Познавательная активность школьника выражается в стремлении учиться, преодолевая трудности на пути приобретения знаний, в приложении максимума собственных волевых усилий и энергии в умственной работе. Познавательная активность школьника – качество не врожденное и не постоянное, она динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать под воздействием многих социальных факторов. Активизация познавательной деятельности – это целенаправленная педагогическая деятельность учителя по повышению уровня учебной активности школьников. Каждый метод обучения по источнику знаний обладает активизирующим потенциалом, реализация которого зависит от умения учителя создать проблемную ситуацию на уроке.

Проблемное обучение – это один из видов развивающего обучении. Его содержание представлено системой проблемных задач различного уровня сложности. В процессе их решения учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а в результате этого формируются творческие способности, продуктивное мышление, воображение, познавательная мотивация.

В процессе проблемного обучения я использую методы различных уровней сложности, что позволяет, с одной стороны, более дифференцированно подходить к изучению различных тем курса биологии, а с другой – работать с группами учащихся, которые имеют разный уровень подготовленности. Одной из форм проблемного обучения является проблемное изложение. Перед учащимися ставится проблемная ситуация, определяются противоречия и пути решения. Так, например, при изучении темы «Строение костей и типы их соединения» предлагаю осмыслить следующую информацию: масса скелета человека, вес которого 70 кг, равна 8-9 кг. Большая берцовая кость в вертикальном положении может выдержать груз массой 1500 кг, хотя её масса только 0,2 кг. Объясните, почему кость легкая и в тоже время столь прочна, тверда и упруга? Учащиеся высказывают самые разные предложения, но в ходе беседы определяются пути решения данной проблемы.

1. Необходимо выяснить состав кости, т.к. состав вещества определяет его свойства.

2. Необходимо изучить строение кости, и выяснить причины, обуславливающие её прочность.

Рассматривая свойства прокаленной и декальцинированной кости, определяются свойства неорганических веществ – они придают кости прочность. Органические вещества обуславливают гибкость и упругость, их сочетание определяет прочность костной ткани. Рассматривая спилы костей, учащиеся отмечают наличие плотного и губчатого вещества, определяют по аналогии с нефтяной вышкой, роль костных пластин.

Из всей проделанной работы формируется вывод:

1. Легкость костей обусловлена их трубчатым строением и наличием губчатого вещества.

2. Прочность кости обусловлена химическим составом и строением. Неорганические вещества придают кости твердость, органические – гибкость и упругость. Прочная костная ткань и расположение костных пластин по линиям сжатия и растяжение кости обуславливают высокую прочность кости. Такое изложение материала заставляет школьников следить за последовательностью решения проблемы, высказывать сомнения, задавать вопросы, возражать, проявляя тем самым творческое мышление на том или ином уровне.

Еще одной формой проблемного обучения является исследовательский метод. При решении проблемных исследовательских задач учащиеся постепенно овладевают приемами научного познания, у них формируются черты творческой деятельности. Так, например, при изучении темы «Условия прорастания семян» учащиеся получают опережающее задание для выяснения, какие условия необходимы для прорастания семян. Они оставляют семена сухими, помещают семена в пробирки с кипяченой и холодной водой, ставят семена в холодильник. Все изменения фиксируются в таблице наблюдений. Одна из групп учащихся выясняют, какое количество воды необходимо для прорастания семян у растений разных видов. На уроке они демонстрируют результаты опытов и делают самостоятельно выводы о тех условиях, которые необходимы для прорастания семян.

Также в практике преподавания биологии, особенно в старших классах, я использую поисковый метод. Ученики самостоятельно, без существенной помощи со стороны учителя открывают и усваивают новые знания, а цель учителя – только нацелить школьников на постановку проблемы и стимулировать их решение. Так, при изучении большого раздела «Основы экологии» в начале изучения темы я предлагаю учащимся определить наиболее важные, по их мнению, экологические проблемы, как в планетарном масштабе, так и на уровне своей станицы, изучить их, определить пути решения данных проблем и высказать свое мнение и предложить свои пути решения. На конференции ребята выступают со своими работами, иногда предлагают очень интересные пути решения многих проблем. Наряду с работами планетарного масштаба, такими как «Влияние автотранспорта на окружающую среду» «Парниковый эффект и его последствия» и другими, есть работы, затрагивающие проблемы местного масштаба. Например,- «Влияние автотранспорта на состояние окружающей среды в микрорайоне школы». Исследовательский метод лежит и в основе моей работе по предпрофильной подготовке учащихся 9 классов. Изучая курс «Тайны человеческого организма», учащиеся подготовили и защитили ряд очень интересных работ, где они не только изучили определенную проблему, но и провели исследование, сделали определенные выводы и рекомендации. Это такие работы: «Пищевые добавки и здоровье человека» «Осанка и здоровье школьников» «Курение и здоровье» и другие. Такая работа стимулирует интерес учащихся к предмету, приводит к повышению качества обучения.

Одним из методов, развивающих творческие способности учащихся, является моделирование, то есть изготовление действующих моделей, с помощью которых можно показать те или иные процессы, свойственные живым организмам. Это позволяет учащимся лучше представлять процессы жизнедеятельности, стимулирует рождение новых идей и их воплощение на конкретном материале. Так, после урока «Строение клетки» я предлагаю ребятам, используя различные предметы быта создать модель клетки. Многие учащиеся творчески подходят к заданию, находят не стандартные решения. Например, один из учеников использовал зеленые пластмассовые пуговицы для того, чтобы показать хлоропласты, а другой предложил в качестве плазмы жидкий обойный клей, обратив внимание на то, что цитоплазма вязкая. Такие задания помогают изучить основные свойства объекта, выявить связи между его частями, сделать обобщение, а учителю это позволяет провести коррекцию знаний, совершенствовать опрос учащихся.

Использование методов проблемного обучения позволяет существенно повысить качество обучения. Так, 13 учащихся 11 классов в 2004-2005 учебном году успешно сдали ЕГЭ. Показав высокий и хороший уровень подготовленности (84,6% уч-ся).

Использование исследовательского метода в индивидуальной работе с учащимися также дает хорошие результаты. В 2003-2004 учебном году 3 учащихся стали победителями районной и призерами республиканской конференции в области биологии, экологии и охраны природы. В 2005-2006 учебном году учащиеся стали призерами районной и победителем республиканской конференции. Успехи своих учеников в предметных олимпиадах, их умение не только отвечать на теоретические вопросы, но и успешно справляться с практическими заданиями я также связываю с проблемным подходом в обучении биологии. О росте интереса к изучению предмета свидетельствует и активность учащихся при посещении элективного курса «Тайны человеческого организма». Из 81 учащегося 9 классов курс посещают 27 человек. В.А. Сухомлинский писал: « Страшная это опасность – безделие за партой, безделие месяцы, годы. Это развращает морально, калечит человека и ….. ничего не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере человеческой мысли». Проблемное обучение заставляет учащихся мыслить, стимулирует интерес учащихся к предмету, их активность на уроке, приводит в целом к повышению качества обучении.

В 2005 – 2006 учебном году в связи с переходом на предпрофильное обучение была разработана программа элективного курса «Тайны человеческого организма»: Цель данного курса не только углубить знания учащихся по биологии, выйти за рамки школьной программы, но и выработать у учащихся четкое понимание ценности своего здоровья, умение его сохранить. Курс позволил ребятам не только теоретически, но и практически узнать свой организм, познакомиться с профессиями врача, медицинской сестры, лаборанта. Вовремя экскурсии в лабораторию Гиагинской Районной больницы учащимся на практике показали как делают анализ крови, определяют группу крови и резус фактор. Эта тема так заинтересовала, что двое учащихся посвятили ей свою исследовательскую работу. Одной из задач курса явилась выработка умений работать с научной литературой, другими источниками информации. При подготовке рефератов исследовательских работ они пользовались Интернетом. Занятия элективного курса способствовали формированию портфолио ученика.


Тема: Урок занимательной энтомологии

Задачи: расширить кругозор знаний учащихся,

о насекомых, развивать познавательный

интерес к изучению биологии.

Оборудование: таблицы с изображением

различных насекомых.

Ход урока:

I этап. Вступительное слово учителя.

Мир насекомых удивительно красив и многообразен.

Какие удивительные формы и краски, как удивительны

формы и размеры. Сегодня вместе с вами мы совершим

увлекательное путешествие в мир энтомологии.

II этап. «Шестиногие друзья и враги»

1.Сколько на земле насекомых?

2.Кого больше, «вредных» или «полезных» насекомых?

3.«Мухи, бабочки, жуки, пауки и другие насекомые,….» -

допустимо ли такое высказывание.

4.От кого насекомые произошли, и кто их ближайшие

родственники?

5.Чем для нас пчелы хорошие? а шмели?

6.Кто кроме пчел в опылении участвует?

7.Для кого саранча – «зубы ветра», а для кого «манна небесная»?

8.Что имею в виду Карп Линней, говоря о трех мухах,

способных уничтожить лошадь быстрее, чем лев?

9.Может ли муравей гидрометеослужбу посрамить,

а майский жук – физиков?.

10.За что в США поставили памятник вредному жуку –

хлопковому долгоносику?

III этап. «Удивительные насекомые»

Эй, Ромка, глянь, какая красота:

А он стоял и ждал, что я скажу

И так смотрел, смотрят, только дети,

Стоял и ждал и вдруг увидел – жук

Присел – и позабыл про все на свете.

Ладонь подставил, и в нее с листа

Сползла букашка, темно-золотая,

И все. А что такое красота?

Да я и в правду этого не знаю.

(Л. Новикова)

Сообщение учащихся. Конкурс на самое интересное сообщение.


IV этап. Шестиногие сами по себе.

(три ответа на один вопрос – найди правильный)

1.Зачем бабочкам инфракрасные лучи

а) для ориентации в полете

б) для поиска пищи

в) для разогревания крыльев

2.Что такое прополис?

а) лекарство

б) светящаяся краска

в) замазка для окон

3. Чем комар может быть полезен?

а) опылением растений

б) служит пищей рыбам и птицам

в) только вреден

4. Кто из насекомых освоил счет до десяти и весь латинский алфавит?

а) некоторые жуки

б) некоторые бабочки

в) никто не освоил

5. Кто из насекомых является настоящим виртуозом в полете?

а) бабочки

б) стрекозы

в) мухи

6. Зубастые бабочки бывают?

а) никогда

б) сколько угодно

в) иногда

7. Кто -же нас все таки кусает – слепни или оводы?

а) и те и другие

б) только слепни

в) только оводы

8. У каких насекомых головы нет

а) у личинок мух

б) у гусениц бабочек

в) у личинок жуков

9. У какого насекомого уши на ногах?

а) у комаров и бабочек

б) у кузнечиков и сверчка

в) у муравьев и тараканов

10. Вшей нужно охранять?

а) это шутка

б) ни в коем случае

в) говорят, что нужно

11. Кто всю жизнь голодным ходит?

а) комары

б) ручейники

в) оводы

V- этап. Головоломки и загадки о насекомых

Какую букву надо добавить к названию рыбного блюда,

чтобы получить название насекомого из отряда двухкрылые.

Ни зверь, ни птица, а нос как спица.

Маленький, горбатенький, скачет – несется, а в руки не дается.

(блоха)

Пришли мужики в лес без топоров,

срубили избу без углов

(муравьи)

IV - этап. Подведение итогов игры


Интеллектуальное

казино


Разработка урока знаний

учителя биологии МОУ СОШ №1

Пахомовой Ольги Ивановны


Учитель: Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые родители. Вот промелькнули беззаботные летние дни, и снова наступил сентябрь. Я рада видеть вас отдохнувшими, повзрослевшими, загоревшими. 1 сентября по всей нашей необъятной Родине объявлено Днем знаний и сегодня вместе с вами мы проведем не совсем обычный урок, но прежде чем мы его начнем, я хочу спросить у Вас: что такое деньги, для чего они нужны и как, их можно заработать?

Уважаемые ребята, я предлагаю Вам заработать деньги собственным умом и приглашаю вас в интеллектуальное казино. Деньги у нас тоже необычные 1 ум, каждый из вас получит по 2 таких монеты ну, а дальше вы будете делать ставки и либо набивать умы, либо терять их. Чтобы пополнить свой капитал необходимо сделать ставку и только после этого вы получаете право ответа. После отборочного тура играть будут сильнейшие. И так мы начинаем.

Отборочный тур

Учащимся предлагаются необычные картины из серии « Чтобы это

значило», они делают ставки, зарабатывают деньги. После чего

отбираются игроки Интеллектуального казино.

I тур - ? из области языкознания. Делаем ставки.

Ставка в 1 ум. На вопрос предлагается 3 варианта ответов и вам

необходимо поднять правильный по вашему мнению номер ответа.

1). Что означает выражение «ум за разум заходит?»

1. человек устал и не соображает

2. много думает

3. мечтает

2). Выражение «бить баклуши» означает

1. бить круглым бревном

2.ничего не делать

3. выбивать перину или матрас

на знание пословиц – делаем ставки

3). Вопрос: Русская народная пословица гласит

«Ученье свет, а не ученье…….»

  1. ночь

  2. лес

  3. тьма

II тур ? из области естественно - математических наук.

4). Вопрос из области математики. Делаем ставки.

Кто играет?

На одной руке 5 пальцев, а на 2-х – 10, сколько пальцев на 10 руках

  1. – 50

  2. – 100

  3. – 25

5). Знаете ли вы народные приметы? Кто понимает в приметах – делает ставку.

Если ночью был иней, то на утро будет…..

  1. снег

  2. дождь

  3. ясная погода

6). Внимание загадка, Желающие делают ставки.

Иду – и он идет, стою – и он со мною

Я вверх лететь лишился – край круга отдалился

Спустился я пониже – стал край ко мне поближе

Но все же не мечтай схватить тот круг за край.

  1. луч света

  2. горизонт

  3. компас

III тур ? литература и искусство.

7). Автор стихотворения «Белеет парус одинокий»

1. Лермонтов

2. Пушкин

3. Есенин

8). Кто автор картины «Март»

1. Шишкин

2. Левитан

3.Васнецов

9). Художника рисующего животных называют

1. живописец

2. портретист

3. анималист

Учитель: А сейчас мы переходим к туру который называется «Черный ящик» кстати почему возникло выражение «черный ящик». Так кто желает принять участие в этом туре делает ставку в 1 ум.

I ящик. В нем находится предмет с помощью которого можно изготовить самые замечательные вещи и даже можно убить одного сказочного героя. ( игла)

II ящик. Здесь находится то, что указало путь дорожку не только Ивану – царевичу но и одному из мифических героев древней Греции. (клубок ниток)

И так мы продолжаем нашу игру. Знаете ли вы, что означает выражение «Купить кота в мешке». Я объявляю необычный аукцион «Кот в мешке?» Распродажа с молотка начинается.

Кот №1. В мешке то, что может быть у отличника, у хорошиста она может и не быть. Стартовая цена – 1 ум. Кто хочет приобрести? 1,2,3 – продано. И так счастливчик получайте – это 5 по моему предмету на ближайшем уроке, но прошу подготовиться. ( 5)

Кот №2. Обычно с первого взгляда обладателю этой вещи принимают за отличника. Кто хочет его купить? Стартовая цена – 1 ум.

1,2,3. Продано. (очки)

Кот №3. Сегодня ты о них мечтал,

Их кто-то нынче потерял,

Без них тебе не обойтись

Так, что плати и не скупись

Стартовая цена 1 ум, 1,2,3 Продано!


Учитель: Ну, вот и заканчивается игра в нашем интеллектуальном казино. Осталось только подсчитать количество умов и наградить счастливчика.

(Вручение диплома победителя)

Закончилась наше интеллектуальное заседание, но вы путешествуя

По школьной стране получите еще много нужных и полезных знаний.

Я желаю вам успехов в этот прекрасном путешествии. В добрый путь

друзья.

«Знание о природе – лучшее из средств счастливой жизни». Эти слова принадлежат Питеру Скотту и являются моим девизом. Изучать природу в кабинете – это лишить детей возможности посетить самую удивительную лабораторию – природу. В своей педагогической практике я широко использую экскурсии в природу, которые позволяют ребятам вести наблюдение непосредственно в среде обитания живых организмов, делать свои открытия, расширять кругозор. В ходе таких экскурсий собирается материал для проведения лабораторных и практических работ, совершенствуются навыки учащихся по изготовлению гербариев, коллекций.

Биология – это наука, дающая очень важные, жизненно необходимые знания но, к сожалению, в рамки урока не получается поместить весь материал. Проведение внеклассных мероприятий позволяет значительно расширить круг знаний учащихся. Такие формы, как например занимательные уроки, позволяют учащимся получить много интересной информации, поработав с литературой самим дополнительно получить новые знания. Так, на уроке занимательной энтомологии учащиеся не только узнали много интересных фактов из жизни насекомых, поучаствовали в викторине, но и сами подготовили интересные сообщения о жизни насекомых.

Одной из форм внеклассной работы является проведение различных биологических игр. Эта форма обучения способствует развитию творчества учащихся, реализации краеведческого принципа и практической направленности в обучении биологии и экологии. Так, при проведении игры «экологический эрудион», посвященной загрязнению окружающей среды планеты Земля, учащиеся не только отвечали на вопросы: Куда девать мусор? Как можно использовать отходы? но и задумывались и решали, что может сделать каждый. В ходе игры шестиклассники не только расширили свой кругозор, но и получили основы экологического поведения.

Большое внимание в своей работе я уделяю индивидуальной работе с учащимися, проявляющими особый интерес к изучению биологии. Такие занятия способствуют углубленному изучению предмета, формированию навыков исследовательской деятельности, подготовке учащихся к олимпиадам, участию в научно – практических конференциях. Эта работа приносит свои плоды. Учащиеся нашей школы являются неоднократными победителями и призерами районных и республиканских олимпиад и конкурсов. Большую помощь в работе с одаренными детьми оказывает сотрудничество с преподавателями Адыгейского государственного университета факультета естествознания. Их консультации, посещение кафедр ботаники, зоологии, практические занятия, проведение которых невозможно в условиях школы, позволяют существенно повысить уровень и качество знаний учащихся.

В течение многих лет я являюсь руководителем экологического кружка. На своих занятиях я не только стараюсь дать знания по основным направлениям экологии, но и сформировать экологического мышление и культуру.

Кружковая работа, дополняя основное образование, развивает умение и навыки учащихся в области изучения окружающей среды.

Учащиеся, члены команды, принимающие участие в экологических слетах, являются неоднократными призерами и победителями районных и республиканских слетов. Одной из новых форм внеурочной деятельности является проведение элективных курсов по выбору учащихся. В 2005-2006 учебном году я провожу курс «Тайны человеческого организма» с учащимися 9 классов. Этот курс направлен на углубление знаний о анатомических и физиологических особенностях организма человека, а так - же развивает навыки исследовательской деятельности. Учащиеся подготовили и защитили следующие работы: «Пищевые добавки и здоровье человека», «Осанка и здоровье школьников», «Факторы здоровья», «Иммунитет», «Влияние курения на организм человека», «Наркомания – знак беды».

Этот курс направлен на формирование у учащихся стремление к здоровому образу жизни, сохранению здоровья, как высшей ценности жизни.


Тема: Значение физических упражнений для формирования системы опоры и движения



Задачи: раскрыть значение физических упражнений на формирование опоры и движения, познакомить с методами самоконтроля и коррекции осанки, разъяснить отрицательные последствия гиподинамии, плоскостопия и нарушения осанки.

Оборудование: таблицы «Скелетные мышцы», «Скелет», «Предупреждение искривления позвоночника», «Предупреждение плоскостопия».


Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания (фронтальный опрос, решение

биологических задач).

  1. Откуда мышцы получают энергию для сокращения?

  2. Чем обусловлена согласованная работа мышц в организме?

  3. Почему во время интенсивной мышечной работы человеку становится жарко?

  4. Какие мышцы принимают участие в произвольных движениях? Где они находятся?

  5. Как мышечная деятельность связана с органами пищеварения, дыхания, кровообращения?

  6. Что такое утомление? Где оно развивается в первую очередь?

Решение биологических задач

1). Почему человек с развитой мускулатурой обладает большей силой?

2). Почему при ручной стирке спина устает больше чем руки?

3). Ученый М.М. Герасимов восстановил скульптурные портреты князя Ярослава Мудрого, Ивана Грозного, адмирала Ушакова весьма сходные с сохранившимися портретами. На основании каких знаний он это сделал?

4). За 1,5 часа футбольного матча игрок теряет до 5 кг веса. За счет каких физиологических процессов это происходит?

5). Завершите схему

+ Работоспособность -

ритм

нагрузка

отдых

эмоции

II. Подготовка к восприятию нового материала. Постановка познавательных задач.

На доске следующие высказывания

«Движение как таковое может по своему действию заменить любое лекарство, но все средства в мире не в состоянии заменить действие движения».

Тиссо

Ничто так сильно разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие»

Аристотель

«Хочешь быть здоровым – бегай. Хочешь быть красивым – бегай. Хочешь быть умным – бегай».

Как вы понимаете эти высказывания?

Что происходит в организме при физической работе?

Какова роль движения в гармоничном развитии человека?

III. Изучение нового материала.

1. Организация работы учащихся в группе.

Обобщение и дополнение высказываний учащихся.

  1. Костный аппарат становится прочным вследствии утомления компактного слоя кости.

  2. Возрастает мышечная масса, повышается сила.

  3. Уменьшается количество жировой ткани, улучшается телосложение.

  4. Стенки кровеносных сосудов становятся эластичнее.

  5. Возрастает жизненная емкость легких.

  6. Тренируется сердечная мышца.

  7. Быстрее протекают обменные процессы.

  8. Улучшается координация всех органов со стороны нервной системы.

  9. Разрушаются гормоны, избыток которых лишает человека сна, поддерживает беспокойное состояние.

  10. Улучшается настроение

2. Гиподинамия и ее последствия.

3. Постановка познавательной проблемы.

Девушка Аня встретилась со своей школьной подругой Машей, которую не видела 3 года. Маша шла усталой шаркающей походкой, голова опущена, плечи сведены, спина сгорблена, пальто весит мешком. Ане не сразу узнала подругу, Маша жаловалась на свое здоровье. Что же так изменило Машу? Что такое осанка? К чему приводят ее нарушения?

Выступление учеников получивших опережающие задание по теме «Осанка и здоровье человека».

Профилактика искривления позвоночника.

  1. Следить за осанкой.

  2. Правильная организация рабочего места.

  3. Упражнения на укрепление мышц туловища, шеи, позвоночника.

  4. Своевременное и полноценное питание.

  5. Закаливание.

Ситуация 2. На день рождения подруги Лена пошла в новых туфлях на высоких каблуках. Идти было не близко, ноги устали, но туфли были очень красивые. После застолья начались танцы, но через некоторое время из-за боли в ногах Лене пришлось от танцев отказаться и провести остаток вечера сидя на диване?

Что стало причиной боли в ногах?

Может ли обувь на высоких каблуках отразиться на состоянии здоровья человека?

Как называется заболевание вызванное деформацией стопы?

Составление таблицы


Причины плоскостопия



Предупреждение нарушений







Заключительное слово учителя.

Еще раз задумайтесь о пользе физических упражнений, вырабатывайте в себе стремление к формированию здоровой, гармонично развитой личности. Пусть это высказывание Гиппократа станет девизом вашей повседневной жизни.

«Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь».

Задание на дом: параграф 51, провести самонаблюдение за своей осанкой.


Тема: Обобщающий урок по теме

«Простейшие»

Задачи: Обобщить, систематизировать и расширить знания о простейших. Совершенствовать умения работать со схемами, рисунками.

Оборудование: таблица «Простейшие», микроскоп, микропрепараты

Ход урока

I. Повторение и обобщение знаний о простейших.

У доски: 1. Происхождение простейших

2. Значение простейших

I станция: Терминологическая разминка

Зоология, клетка, хищничество, паразит, ткань, раздражимость,

рефлекс, ядро, сократительная вакуоль, орган, система органов,

симбиоз, хозяин паразита, конъюгация.

II станция: Любознайка 1. Потомство 1 инфузории – туфельки может достигнуть 75-10- особей. По объему такое количество инфузории заняло бы полый шар диаметром = расстоянию от земли до солнца (150 мл.км.) Почему в природе этого не происходит?

2.Могут ли простейшие жить в песках пустыни?

3.В пробирку с культурой эвглены зеленой добавили небольшое количество картофельного отвара. Пробирку поставили в темноту. Через 2 недели зеленая окраска исчезла. Как вы думаете погибли ли эвглены? Что будет, если пробирку поставить на свет?

4.Термиты, как известно, питаются древесиной, протачивая ходы в деревянных постройках. Если к пище термитов добавить немного антибиотиков, то они погибнут от голода. Объясните почему?

5.Во время военных действий на Кавказе в XIXв., укрепляя крепость Адлер, окруженную болотами, за 5 лет вымер весь гарнизон русских солдат, численностью 922 человека. Убитых горцами среди них не было? В чем причина гибели гарнизона.

III станция «Угадайка»

Определите кто ведет данный спор?

Какие организмы по способу питания в нем участвуют?

А м е б а кишечная: И все-таки я живу лучше всех. И тепло, и врагов нет, и пи- щи навалом. Человек ведь всеядное существо — глядишь, и колбаски, и яблочка перепадет правда, в полупереваренном виде, да это ничего, терпимо. А как что не по мне, так ему — человеку — мигом дыру в кишечнике сделаю. У меня это быстро...

Симбионт термита: Ну да, тут тебе и крышка. Поскольку человек существо разумное. Знает, как себя лечить. Мигом таблеток наглотается — и конец тебе. Думать о дырах забудешь, если жива останешься.

Амеба кишечная: А что, скажешь, у термита в животе лучше?

Симбионт термита: А то как же! Тут тебе и помещение — не просто посреди кишечника болтаться, а кармашек отдельный. Живите, пожалуйста. Нам и дом и стол; - и мы добром, сахарком готовым расплачиваемся, только усваивай. И никак тебе антибиотиков!

Амеба кишечная: Ой, сказки он нам про рай кишечный рассказывает! Прямо таки все у тебя с хозяином о'кей?

Симбионт термита: Да, все хорошо и замечательно! И жить без меня он не может!

Амеба кишечная (ехидно): Только ты нам одно рассказать забыл: как хозяин твой в голодное время тебя вместо древесины переваривать начинает.

Симбионт термита (смущенно): А.что об этом говорить, с голодухи чего не сделаешь? Одной древесиной сыт не будешь, и белковой пищи хочется - вот тут и мы (Вытирает глаза. Продолжает уже бодрее) А что; мне и умереть не страшно! Зато вид мой процветать будет!

Амеба кишечная; Ладно уж, патриот нашелся...

Инфузория рубца: Нет, братцы ,-вот послушала я вас и поняла, что лучше коровы не найти хозяина, Вот уж где действительно и кров, и хлеб, и не скушают тебя с травой по ошибке! Ведь сколько нас в рубце коровьем — миллиарды, а всем и работы, и еды, хватает. Да…..

— Кто действующие лица? — Кого называют симбионтами?

IV станция «Проверяйка»

Работа в тетрадях на печатной основе. №3, 4 стр.36-37 (№1-2 для сильных уч-ся)

II. Задание на дом: повторить параграф 12-9


Тема: Значение теории эволюции для развития естествознания, для научного объяснения истории, развития органического мира.

Цели: Обобщить основные положения современного дарвинизма, раскрыть необходимость познания закономерности эволюции для развития естествознания

Оборудование: таблицы, гербарии, картины

Ход урока:

I. Оргмомент. Постановка целей и задач урока.


1.Обобщить знания об эволюционном учении.

2.Выяснить значение теории эволюции для развития естествознания.

3.Продолжить подготовку к ЕГЭ.

4.Провести контроль знаний.

II. Актуализация знаний учащихся по теме.

У доски: 1.Борьба за существование и её форма.

2.Естественный отбор и его формы.

3.Элементарные эволюционные факторы.

Устно: Назовите движущие силы эволюции по Ламарку и Дарвину

Объясните с позиции К. Линнея, Ж.Б. Ламарка и Ч.Дарвина возникновение предостерегающей окраски у божьей коровки, рудиментарные глаза у краба. Многие мухи похожи на пчел и жужжат как пчела. Какие гипотезы можно выдвинуть для объяснения этого?

Как вы понимаете выражение «Естественный отбор является единственным направляющим фактором эволюции».

Почему Ч. Дарвин говорил, что приспособленность всегда носит относительный характер.

III. Подготовка к восприятию нового материала.

? Какой вклад в формирование современной естественно научной картины мира внесла эволюционная теория Ч. Дарвина.

1.Обосновано возникновение видов путем естественного отбора.

2.Установлены движущие силы эволюции.

3.Определены причины многообразия видов и приспособленности организмов к среде обитания.

В. Установите последовательность событий, протекающих в популяциях в процессе микро-эволюции.

А). Фенотипическое проявление мутаций перешедших в гомозиготное состояние.

Б). Дивергенция внутри вида, образование новых популяций и подвидов.

В). Попадание под действие естественного отбора новых наследственных изменений.

Г). Накопление фенотипически не проявляющихся наследственных изменений.

Д). Постоянно протекающий мутационный процесс.

Е). Изоляция подвидов.



Д

Г

А

В

Б

Е




Проверка знаний учащихся

(тестовый контроль знаний по 3 вариантам)


Задание на дом: повторить параграф 46-49

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Методические разработки учителя биологии моу «сош №1» ст. Гиагинской Пахомовой Ольги Ивановны iconДолжностная инструкция учителя начальных классов моу новоспасской сош

Методические разработки учителя биологии моу «сош №1» ст. Гиагинской Пахомовой Ольги Ивановны iconКонспект урока по физике учителя моу сош №8 г. Ахтубинска Астраханской области Якушкиной Наталии Викторовны

Методические разработки учителя биологии моу «сош №1» ст. Гиагинской Пахомовой Ольги Ивановны iconДиректор моу сош с. Левоча г

Методические разработки учителя биологии моу «сош №1» ст. Гиагинской Пахомовой Ольги Ивановны iconПредседатель пк директор моу «сош №9»

Методические разработки учителя биологии моу «сош №1» ст. Гиагинской Пахомовой Ольги Ивановны iconПоложение о бухгалтерии моу сош №2 г. Краснодара

Методические разработки учителя биологии моу «сош №1» ст. Гиагинской Пахомовой Ольги Ивановны iconФотоэффект. Моу сош с. Карасу, Черекский район, кбр алиев Х. Х

Методические разработки учителя биологии моу «сош №1» ст. Гиагинской Пахомовой Ольги Ивановны iconМнение выборного Директор моу «сош №13 профсоюзного органа им. Ю. А. Гагарина» г. Магнитогорска Исаева М. А. Сухова Л. Ф

Методические разработки учителя биологии моу «сош №1» ст. Гиагинской Пахомовой Ольги Ивановны iconРеферат по теме ученица 11 класса «А» моу «сош №1»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1»

Методические разработки учителя биологии моу «сош №1» ст. Гиагинской Пахомовой Ольги Ивановны iconМоу бочаровская сош урок конференция на тему: «Нарушение нервно-гуморальной регуляции. Эндокринология. Прошлое. Настоящее. Будущее»

Методические разработки учителя биологии моу «сош №1» ст. Гиагинской Пахомовой Ольги Ивановны iconДолжностная инструкция воспитателя группы продленного дня моу «сош №7» администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов»



База данных защищена авторским правом © 2018
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
поиск