Учебное пособие по русскому языку для студентов-иностранцев подготовительного факультета (пропедевтический курс по биологии) icon

Учебное пособие по русскому языку для студентов-иностранцев подготовительного факультета (пропедевтический курс по биологии)





Скачать 375.21 Kb.
НазваниеУчебное пособие по русскому языку для студентов-иностранцев подготовительного факультета (пропедевтический курс по биологии)
Дата конвертации25.04.2013
Размер375.21 Kb.
ТипУчебное пособие
АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ


Подготовительный факультет

для иностранных граждан


РУССКИЙ ЯЗЫК


Учебное пособие по русскому языку

для студентов-иностранцев

подготовительного факультета

(пропедевтический курс по биологии)


АСТРАХАНЬ- 2002


Учебное пособие подготовлено ассистентом подготовительного факультета для иностранных граждан АГТУ Кряхтуновой О.В.


Учебное пособие обсуждено, одобрено и рекомендовано к изданию

методическим советом подготовительного факультета для иностранных граждан (протокол № 2 от 6.05.04 )


Рецензент – доцент каф. зоологии и ботаники, канд.биол.н.

Суворова Т.Ф.


Настоящее учебное пособие по биологии предназначено для работы на уроках русского языка со студентами подготовительного факультета для иностранных граждан. Оно состоит из пяти уроков. Материал пособия включает лексику, грамматику и речевые образцы по первым темам

курса биологии. Отобранный материал представлен в доступной форме, пособие содержит иллюстрации и схемы, что способствует активизации конструкций научного стиля речи (здесь- языка биологии) в устной и письменной форме.

Материал пособия строится на базе знаний, полученных студентами в процессе первых пяти недель освоения учебника «Практический курс русского языка». В связи с этим рекомендуется приступать к работе над «Учебным пособием» через пять недель после начала занятий на факультете.

Цель данного пособия – познакомить студентов с элементарной терминологией курса, выработать умения в чтении и понимании текстов научного содержания, включающих освоенный лексический и грамматический материал, научить самостоятельно работать с незнакомым текстом. преподаватель может отбирать и варьировать предложенные в пособии задания в зависимости от уровня подготовки студентов.

Пособие снабжено словарём, составленным поурочно. слова переведены на английский, французский и испанский языки.

Материал определён ГОСТом подготовительного факультета для иностранных граждан и скоординирован с рабочими программами по русскому языку и математике.

При подготовке настоящего пособия учтён опыт составления учебных лабораторных работ по биологии и лексико-грамматический материал «пособия по научному стилю речи (вводно-предметный курс)» изд.1980 г.


Урок1

Что изучает биология?

Часть 1

С растение углевод наука

Л животное жиры биология

О организм соль ботаника

В вещество являться

А неорганическое белок

Р клетка органическое

Ь минеральное зоология


Задание1:читайте и повторяйте

Дерево-это растение собака- это животное




Деревья- это растения собаки- это животные




Задание 2:слушайте и повторяйте


- растительный организм - растительные организмы

растительная клетка - растительные клетки

- животный организм - животные организмы

- животная клетка - животные клетки

Растение растёт, дышит, питается, размножается.

Растения и животные растут, дышат, питаются, размножаются.


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ !


Биология

Химия изучает ЧТО(вин.п.)

И т.д.



Наука О ЧЁМ(предл.п.)



=


задание 3 :прочитайте по модели

модель: биология изучает живые организмы- это наука о живых организмах

1 зоология изучает животные организмы- это наука о животн... организм...

2 ботаника изучает растительные организмы- это наука о растительн... организм...


задание 4:ответьте на вопросы

1 что изучает биология ?

2 что изучает ботаника ?

3 что изучает зоология ?

4 какие организмы изучает биология ?

5 какие организмы изучает зоология ?

6 какие организмы изучает ботаника ?


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ !

ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ - ЧАСТЬ ЖИВОГО ОРГАНИЗМА

Задание 5:прочитайте и повторите

1 Клетка- это часть живого организма.

2 Растительная клетка- это часть растительного организма.

3 Животная клетка- это часть животного организма.


Задание 6:ответьте на вопросы

1 Что такое клетка ?

2 Что такое растительная клетка ?

3 Что такое животная клетка ?


часть 2

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ !

Что(им.п.) чем(тв.п.)

органическое вещество


органические вещества

ЯВЛЯЕТСЯ


ЯВЛЯЮТСЯ

Органическим веществом


Органическими веществами


Задание 1:прочитайте предложения 1 и 3 , правильно прочитайте предложения 2 и 4.

1.Белок- это органическое вещество. Белок является органическим веществом.

2.Вода – неорганическое вещество. Вода является неорганическ... веществ... .

3.Белки, жиры и углеводы – Белки, жиры и углеводы являются

органические вещества. органическими веществами.

4.Минеральные соли – неоргани- Минеральные соли являются ческие вещества. неорганическ... веществ... .


задание 2: задайте вопросы к предложениям зад.1 по образцу

образец: Что такое вода ? = Чем является вода ?


сделайте самостоятельно

а) Дерево является(4) растительным организмом , а кошка(2) – это животное(3). Наука, которая изучает(4) растения(3) называется ботаникой , а животные организмы(3) изучает зоология.

б)Вещества в природе: неорганическими веществами(3) являются вода и минеральные соли(3), а белки, жиры и углеводы – это органические(2) вещества.


урок 2

Строение клетки

С мембрана форма

Л плазматическая м. постоянная ф.
О цитоплазма оболочка
В амёба плотная об.
А животное тело
Р простейшее ж. парамеция

Ь эвглена клеточный сок

структура хлорофилл

различная с.

сложная с.

Задание 1:посмотрите на рисунки, читайте и повторяйте.




1-мембрана, 1-эктоплазма 1-жгутик

2- цитоплазма 2- пищеварительная 2- глазок(стигма)

3- ядро вакуоль 3- хроматофор

Это клетка. 3- ядро 4- ядро

Это животная клетка. 4- эндоплазма 5- сократительная

Это мембрана клетки. Это амёба. вакуоль

Это ядро клетки. Амёба- животное. Это эвглена.

Это цитоплазма клетки. Амёба- простейшее Эвглена- животное.

животное.

Эвглена и амёба - простейшие животные.




ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ !

Что(им.п.) чего(род.п.)

амёба

парамеция



ТЕЛО


амёбы

парамеции


Задание 2:прочитайте правильно

мембрана (амёба)

ядро (клетка) тело (эвглена)

цитоплазма (парамеция)

часть

структура


ЗАПОМНИТЕ !

Что(вин.п.) чего(род.п.)



ИМЕТЬ


постоянную

форму






НЕ ИМЕТЬ

постоянной

формы

СОДЕРЖАТЬ

хлорофилл




НЕ СОДЕРЖАТЬ

хлорофилла



Задание 3:прочитайте фразы , повторите их вслух


Каждая клетка имеет плазматическую мембрану, ядро и цитоплазму.

Цитоплазма клетки имеет сложную структуру.

Клетки имеют сложное строение.

Клетки имеют различную форму.

Задание 4: правильно соедините части предложений


Тело эвглены имеет постоянной формы

Тело амебы не имеет жгутика

Эвглена имеет постоянную форму

Амеба не имеет жгутик


Сделайте самостоятельно: прочитайте фразы (а) и закончите

предложения (б)

а) 1.Каждая живая клетка содержит многие элементы, например,

кислород, углерод, водород и другие.

2.Цитоплазма клетки содержит органические вещества: белки,

жиры , углеводы.

3.Растительные клетки содержат клеточный сок.

4.Многие растительные клетки содержат хлорофилл.

5.Некоторые растительные организмы не содержат хлорофилла.

6.Животные клетки не содержат хлорофилла.


б)

1.Эвглена имеет... 2.Амёба не имеет...

3.Тело эвглены имеет... 4.Тело амёбы не имеет...

5.Цитоплазма клетки содержит... 6.Растительные клетки содержат...

7.Животные клетки не содержат... 8.Некоторые растительные клетки не содержат...


Урок 3

Часть 1(строение тела простейших)

С состоять из... называться

Л животное рот

О одноклеточное ж. щупальца
В многоклеточное ж. молодой
А слой полость
Р внутренний с. питаться
Ь наружный с. реснички

гидра передвигаться (с помощью...)

задание 1:слушайте, читайте, повторяйте

одноклеточное животное – одноклеточные животные

многоклеточное животное – многоклеточные животные

наружный слой – наружный слой цитоплазмы

внутренний слой – внутренний слой цитоплазмы


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ !

Что(им.п.) кем, чем(тв.п.)

Одноклеточное животное

Одноклеточные животные

ЯВЛЯТЬСЯ


ЯВЛЯЮТСЯ

Одноклеточным животным

Одноклеточными животными


Задание2:прочитайте правильно по модели

Модель: Амёба- одноклеточное животное.= Амёба является одноклеточным животным.


1.Эвглена – одноклеточн... животн... = Эвглена является ...

2.Гидра – многоклеточн... животн... =Гидра является ...

3.Все простейшие – одноклеточн... животные. =Все простейшие являются


задание3:прочитайте и ответьте на вопросы


Цитоплазма амёбы имеет внутренний и наружный слой . Эндоплазма- внутренний слой цитоплазмы. Эктоплазма - наружный слой цитоплазмы.

1.Что такое эндоплазма?

2.Что такое эктоплазма?


ЗАПОМНИТЕ !

Тв.п.



КАК ?

Цитоплазмой

Одноклеточным

простейшими

ЧЕМ ?

КАКИМ ?
НАЗЫВАТЬСЯ


1.Как называется наружный слой цитоплазмы?

2.Какой слой цитоплазмы называется эндоплазмой?

3.Какие животные называются простейшими?

4.Как называются одноклеточные животные?


часть 2

(описание состава простейших)


ЗАПОМНИТЕ !

Род.п.

СОСТОИТ ИЗ


Одной клетки

Многих клеток



Задание4:закончите фразы

Модель: Тело амёбы состоит из одной клетки, поэтому амёба является одноклеточным животным.


1.Тело эвглены состоит из одной клетки, поэтому...

2.Тело парамеции состоит из одной клетки, поэтому...

3.Тело гидры состоит из многих клеток, поэтому...


задание5: посмотрите на рисунок и напишите ответы на вопросы, прочитайте – как можно назвать текст, который вы написали?

1-рот 3-пищеварительная полость 2-щупальца 4-подошва 5-молодая гидра




1.Тело гидры состоит из одной или множества клеток?

2.Каким животным является гидра?

3.Что имеет гидра?

4.У гидры есть жгутик?

5.У гидры есть реснички?


Задание6: прочитайте текст и ответьте на вопросы к нему

Животные, тело которых состоит из одной клетки, называются одноклеточными(1) животными(3). Животные, тело которых состоит из(4) многих клеток, называются

многоклеточными(2).

Все одноклеточные животные называются(4) простейшими.

Амёба- простейшее(2) животное. Тело амёбы состоит из одной клетки. Амёба имеет(4) цитоплазму и ядро(3). Наружный слой цитоплазмы называется эктоплазмой(2), а внутренний – эндоплазмой. Тело(4) амёбы не имеет(4) постоянной формы(3),потому что у неё нет оболочки-пелликулы.


ВОПРОСЫ:

1.Какие животные называются одноклеточными?

2.Простейшие- это одноклеточные или многоклеточные животные?

3.Как называется внутренний слой цитоплазмы амёбы?

4.Какую форму имеет амёба?


СДЕЛАЙТЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО:

перескажите текст зад.5 и выполните задания(под цифрами)


Урок 4

Функции органов

С вакуоль микроскоп являться
Л эктоплазма общие передвигаться
О эндоплазма специальные питаться
В жгутик митохондрии пища
А хроматофор рибосомы на свету
Р органоиды пластиды в темноте

Ь ( органеллы) лизосомы функция


Задание 1:посмотрите на рисунки и расскажите о строении простейших животных



1- реснички 1-эктоплазма 1- жгутик

2- клеточный рот 2- пищеварительная вакуоль 2- глазок(стигма)

3- пищеварительные 3-ядро 3- хроматофоры

вакуоли 4- эндоплазма 4- ядро

4- ядро 5- сократительная

вакуоль

Задание 2:прочитайте текст и дополните грамматическую таблицу

Органоиды( или органеллы) клетки .

Органоиды – это внутриклеточные структурные образования, которые имеют определённое строение, химический состав и выполняют какую-либо функцию клетки. Важнейшая органелла клетки – ядро. Органоиды можно увидеть только в электронный микроскоп.

Органоиды можно подразделить на общие и специальные. Большинство клеток имеет общие органоиды: это эндоплазматическая сеть, или ретикулум, митохондрии, рибосомы, лизосомы, комплекс Гольджи. Клеточный центр имеется в основном в клетках животных, а пластиды – только в клетках растений. Специальные органоиды(органеллы)- это реснички, жгутики и др.


ИМ.пад. ?пад.

Органелла

Органеллы движения

органоиды


ЯВЛЯТЬСЯ

Органеллой

Органеллами ............

Органоидами



Задание 3:дополните предложения 2 и 3

1.Амёба передвигается с помощью псевдоподий. Псевдоподии являются органеллами движения амёбы.

2. Парамеция передвигается с помощью ресничек. Реснички являются ....

3.Жгутик является органеллой движения эвглены. Эвглена передвигается ....


ЗАПОМНИТЕ !

РОД.пад.



С ПОМОЩЬЮ

жгутика

ресничек

псевдоподий



ЗАХВАТЫВАТЬ ПИЩУ

ПЕРЕДВИГАТЬСЯ


Задание 4: ответьте на вопросы

1.С помощью чего передвигается амёба?

2.Чем являются реснички парамеции?

3.С помощью чего передвигается эвглена?


Задание 5:Прочитайте тексты и выполните задания

1 - укажите состав слова

2 - задайте вопрос к слову

3 - определите форму слова

  1. - какой падеж употребляется после этого слова

1. Эндоплазматическая сеть. Строение и функции

Эндоплазматическая сеть состоит из(4) каналов и полостей. По каналам эндоплазматической сети происходит движение(4) веществ от наружной мембраны(4) клетки(3) к её цитоплазме, органоидам и ядру.

Эндоплазматическая сеть выполняет(4) важные функции в обмене веществклетки. Она активно(2) участвует в синтезе органических веществ и переносит продукты синтеза к различным частям(3) клетки.

2.Митохондриии. Строение и функции

Митохондрии находятся в цитоплазме растительных(1) и животных(2) клеток.

Митохондрии имеют(4) двойную мембрану – наружную и внутреннюю(1). Внутри(2) митохондрий(3) находятся полужидкие(1) растворимые белки(3)- ферменты. Основная функция(4) митохондрий- синтез АТФ(аденозинтрифосфорной кислоты), при помощи(4) ферментов происходит её расщепление(3) и выделяется большое количество(2) энергии(3).


3.Комплекс Гольджи. Строение и функции

Комплекс Гольджи находится около ядра(3) и по строению похож на(4) эндоплазма-тическую сеть. Комплекс Гольджи состоит из(4) полостей, трубочек и пузырьков.

Продукты синтеза клетки и вещества(3), которые поступают из внешней среды, накапливаются в(4) комплексе Гольджи. Затем эти вещества поступают в цитоплазму(2) или выводятся наружу(2). Комплекс Гольджи является(4) центром синтеза, накопления(3) и выделения различных(2) веществ.


Урок 5

Питание (часть 1)

С питаться – пища поглощать

Л переваривать-перевариваться синтезировать

О захватывать выделять

В неорганический хлорофилл

А органический

Р пигмент

Ь фотосинтез


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ !


ПИТАТЬСЯ

ЧЕМ? – ТВ.п.

КАКИМИ (растениями,

организмами)


Задание 1: прочитайте текст, как можно назвать этот текст?

Почти все простейшие питаются бактериями, одноклеточными растениями и одноклеточными животными. Бактерии и простей-шие- пища амёбы. Она захватывает пищу с помощью псевдо-подий. Пища переваривается в пищеварительных вакуолях.

Парамеция тоже питается бактериями. Пища попадает в цито-плазму через клеточный рот. Она переваривается в пищевари-тельных вакуолях.

Клетка эвглены содержит хлорофилл. Поэтому на свету эвглена питается минеральными веществами, как зелёное растение. Но в темноте она питается органическими веществами, как животное.


ЗАПОМНИТЕ !


КУДА КАК

= =

ВО ЧТО(вин.п.) ЧЕРЕЗ ЧТО(вин.п.)


ПИЩА ПОПАДАЕТ



ГДЕ = В ЧЁМ(предл.п.)
ПИЩА

ПЕРЕВАРИВАЕТСЯ

Задание 2:расскажите, отвечая на вопросы

А) как питается амёба.

1.чем питается амёба?

2.с помощью чего она захватывает пищу?

3.где перевариваривается пища?

Б)как питается парамеция.

1.чем питается парамеция?

2.как (через что) пища попадает в цитоплазму?

3.где (в чём) переваривается пища?

В)как питается эвглена.

1.что содержит клетка эвглены?

2. чем питается эвглена на свету?

3.чем питается эвглена в темноте?


ЗАПОМНИТЕ !

Фотосинтез – это ЧТО

Фотосинтез является ЧЕМ


Задание 3: прочитайте текст и ответьте на вопросы

Фотосинтез

Фотосинтез — сложный процесс. Он происходит только в зеле­ной растительной клетке. В зеленой растительной клетке содер­жится хлорофилл. При фотосинтезе (когда происходит фотосин­тез) растение поглощает солнечный свет, двуокись углерода и во­ду, а выделяет кислород. В результате фотосинтеза образуются органические вещества.

Замечательный русский ученый? Климент Аркадьевич Тимирязев (1843—1920) детально изучал процесс фотосинтеза. Его работы о фотосинтезе («Солнце, жизнь и хлорофилл» и др.) знают ученые во всем мире.

  1. В какой клетке происходит фотосинтез?

  2. Где содержится хлорофилл? Чем является хлорофилл?

  3. Что происходит при фотосинтезе?

  4. Что образуется в результате фотосинтеза?

  5. Какую работу о фотосинтезе написал К. А. Тимирязев?



ЗАПОМНИТЕ!

поглощать

выделять ЧТО?

синтезировать

поглощение

выделение ЧЕГО?

синтез

Задание 4: поставьте слова в скобках в нужном падеже, запишите предложения

а) фотосинтез является (сложный процесс)

б) фотосинтез происходит в (зеленая растительная клетка)

в) хлорофилл является (необходимый элемент, растительная клетка)

г) при (фотосинтез) происходит поглощение (солнечный свет, двуокись углерода и вода) и выделение (кислород)


задание 5: вставьте предлоги

а) происходит только __зеле­ной растительной клетке

б) ___ фотосинтезе растение поглощает солнечный свет

в) работы Тимирязева __ фотосинтезе знают ученые ___всем мире.

г) ___ свету эвглена питается минеральными веществами

д) пища попадает в цитоплазму _____клеточный рот.

е) захватывает пищу ___помощью псевдоподий.


Урок 6

Питание (часть 2)

классификация

С делить(ся) грибы

Л относить(ся) сапрофиты

О создавать – создать фотосинтез

В использовать хемосинтез

А бактерии паразиты

Р мертвый большинство

Ь строить – построить – построение


ЗАПОМНИТЕ !

ОТНОСИТСЯ

ОТНОСЯТСЯ

К ЧЕМУ ? – дат.п.

К КАКИМ (организмам)



Задание 1: прочитайте текст и ответьте на вопросы

Зеленые растения и некоторые бактерии относятся к автотрофным организмам. Они сами создают органические вещества из неорганических и используют их для построения своего тела. Животные и некоторые незеленые расте­ния (грибы) относятся к гетеротрофным организмам. Они не могут создавать органические вещества для построения своего тела и используют готовые органические вещества (белки, жиры, угле­воды).

  1. К каким организмам относятся зеленые растения и некоторые бактерии?

  2. Почему они относятся к автотрофным организмам?

  3. К каким организмам относятся животные и некоторые незеленые растения (грибы)?

  4. Почему животные и некоторые незеленые растения (грибы) относятся к гетеротрофным организмам?

  5. Какие вещества используют гетеротрофные и авторофные организмы? Для чего?


Задание 2: запишите предложения, слова в скобках употребите в правильной форме

а) некоторые бактерии относятся к (автотрофные организмы)

б) животные относятся к (гетеротрофные организмы)

в) автотрофные организмы питаются (неорганические вещества)

г) гетеротрофные организмы питаются (готовые органические вещества)


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ !

ДЕЛИТЬСЯ


ПО ЧЕМУ? – по + дат.п.

ПО КАКОМУ (признаку)

НА ЧТО?

НА КАКИЕ (группы)


задание 3:прочитайте текст

По способу питания растения делятся на две группы: гетеротрофы и автотрофы. Зеленые растения и некоторые бактерии синтезируют необходи­мые питательные вещества из неорганических веществ. Такой тип питания называется автотрофным питанием. В зеленых растениях происходит процесс фотосинтеза, а в некоторых бактериях проис­ходит процесс хемосинтеза.

Все животные, грибы и большинство бактерий являются гете­ротрофными организмами. Они питаются готовыми органическими веществами. Например, бактерии: по способу питания они делятся на бактерии-сапро­фиты и бактерии-паразиты. Бактерии-сапрофиты питаются органическими веществами мертвого организма. Бактерии-паразиты жи­вут в живых организмах и питаются органическими веществами самого организма.

Дайте ответы на вопросы.

  1. Из чего зеленые растения и некоторые бактерии синтезиру­ют необходимые питательные вещества?

  2. Как называется тип питания, при котором зеленые растения и некоторые бактерии синтезируют необходимые питательные вещества из неорганических веществ?

  1. Какой процесс происходит при этом в зеленых растениях?

  2. Какой процесс происходит при этом в некоторых бактериях?

  3. Чем питаются гетеротрофные организмы?

  4. Назовите типы гетеротрофного питания?

  5. Чем питается большинство бактерий?

  6. Чем питаются бактерии-сапрофиты?

  7. Чем питаются бактерии-паразиты?

Задание 4: поставьте глаголы в правильной форме

А) Зеленые растения и некоторые бактерии (относиться) к автотрофным организмам.

Б) они (использовать) органические вещества

В) По способу питания растения (делиться) на две группы

В) Такой тип питания (называться) автотрофным

Г) Все животные (являться) гете­ротрофными организмами.

Д) Они (питаться) готовыми органическими веществами.

Е) Бактерии-паразиты (жить) в живых организмах


Задание 5: вставьте предлоги

1)некоторые бактерии относятся __ автотрофным организмам.

2)создавать органические вещества __построения своего тела

3) растения делятся __ две группы

4) бактерии синтезируют необходи­мые питательные вещества __неорганических веществ.

5)__ способу питания растения делятся на две группы

6) Бактерии-паразиты жи­вут __живых организмах


Задание 6:составьте схему классификации организмов и растений и расскажите по ней содержание урока.


урок 7

Размножение

С мать(материнский) развиваться

Л дочь(дочерний) расти

О размножаться способ

В делиться образовать

А почкование хромосомы

Р бесполый благоприятный

Ь половой


Задание1: слушайте, повторяйте, читайте

а) мать – материнский - материнская- материнская клетка - материнские клетки;

б) дочь – дочерний – дочерняя - дочерние клетки;

в) много – размножаться - размножаются- размножение;

г) делиться – делятся – деление - делением;

д) размножаться делением, размножаются делением.


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ !


размножаться делением = размножаться путем деления


половым

ПУТЁМ

бесполым



задание 2: прочитайте тексты 1 и 2. Расскажите о бесполом размножении по рисункам


БЕСПОЛОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ

1.АМИТОЗ



1 2 3 4

Одноклеточные растительные и животные организмы могут размножаться путём

амитоза. Это прямое деление клетки без образования хромосом. Амитоз начинается с деления ядра, а затем делится цитоплазма клетки. Вначале деления ядро вытягивается, образуется перетяжка. После деления ядра происходит деление цитоплазмы.

В результате амитоза из материнской клетки образуются дочерние клетки без изменения клеточных структур.



2
2.ПОЧКОВАНИЕ

Г
1
идра размножается бесполым и половым путём. При бесполом размножении на её теле образуются почки.Они постепенно увеличиваются, растут и отделяются от материн-ского организма. В благоприятных условиях почкование гидры происходит быстро.



Задание 3: прочитайте текст и ответьте на вопросы после текста.

РАЗМНОЖЕНИЕ ПАРАМЕЦИИ

Парамеция размножается бесполым и половым путём. Бесполое размножение происходит путём деления тела: сначала делится микронуклеус, затем макронуклеус и цитоплазма. Бесполое размножение происходит в благоприятных условиях.

Иногда парамеции размножаются половым путём: две парамеции временно соединяются, их макронуклеусы растворяются, а микронуклеусы делятся на четыре ядра.

Три ядра исчезают, а четвёртое делится на два новых ядра. Парамеции расходятся и в их теле снова образуются микро- и макронуклеусы.
Половое размножение происходит при голодании.


рис.1 рис.2





задание 4:расскажите о размножении парамеции, используя рисунок


задание 5:ответьте на вопросы:

1. какие организмы размножаются бесполым путем?

2.какие животные могут размножаться как бесполым, так и половым путем?

3.при каких условиях происходит половое, а при каких бесполое размножение?

4.что такое почкование, какое животное размножается почкованием?

5.что происходит при половом размножении парамеции?


задание 6:правильно соедините

происходит………………………….половым путём

делится………………………………размножение

размножается ……………………….условия

образуются…………………………...клетки

благоприятные…………………….. на две части

размножение…………………………деление


урок 8

Биологические процессы

часть 1 Обмен веществ

С синтезировать – синтез приспосабливаться

Л распадаться – распад фермент

О переносить – перенос свойственный

В внешний неразрывно связаны

А внутренний поглощаться

Р условия превращаться

Ь среда расщепление


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!


В научной речи используют краткую форму прилагательных


Связанный

Своественный

Постоянный

Противоположный

необходимый

Связан, связана, связаны

Свойствен, свойственна, свойственны

Постоянен, постоянна, постоянны

Противоположен, противоположна(-ны)

Необходим, необходима, необходимы


Задание 1: прочитайте текст

Обмен веществ

Весь комплекс химических реакций в клетках называется обменом веществ или метаболизмом. Через цитоплазма-тическую мембрану в клетку поступают все питательные вещества и выходят продукты выделения. При этом в клетке постоянно происходит распад, синтез ве­ществ и образование энергии.

Внешние условия не постоянны, поэтому внутренняя среда клетки изменяется, но клетка может приспосабли­ваться к этим условиям и поддерживать постоянный состав ве­ществ.

Обмен веществ состоит из двух неразрывно связанных проти­воположных процессов: ассимиляции и диссимиляции.


Вопросы к тексту:

  1. что называют метаболизмом?

  2. какие процессы постоянно происходят в клетке?

  3. Что такое внешние условия?

  4. Почему клетка должна приспосабливаться к внешним условиям?

  5. Какие процессы входят в обмен веществ (метаболизм)?


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

СВОЙСТВЕН

СВОЙСТВЕННА

СВОЙСТВЕННЫ

ЧЕМУ –дат.п.

КАКИМ(организмам)


Ассимиляция

Превращение в клетке простых (неорганических) веществ в сложные (органические) вещества называют биосинтезом, а совокупность всех реак­ций биосинтеза - ассимиляцией.

Различают 2 формы ассимиляции автотрофных организмов.

Фотосинтез. Эта форма ассимиляции свойственна только зеленым клеткам растений. В процессе фотосинтеза световая энергия поглощается хлоро­филлом и превращается в химическую энергию.

Хемосинтез. Эта форма ассимиляции свойственна автотрофным бактериям, которые не имеют хлоро­филла, но содержат ферменты, с помощью которых синте­зируются органические вещества. Хемосинтез происходит без участия световой энергии.

Типы ассимиляции у гетеротрофных организмов различают по способу питания. Голозойное - это питание организмов, которые имеют пищеварительную систему. Различают плотоядные (питаются животными), травояд­ные (питаются растениями) и всеядные организмы. Сапрофитное - питание организмов, не имеющих пищеварительной системы. Они живут только на мертвых организмах или на остатках животных и расте­ний. Паразитизм - встречается и у растений, и у животных. Паразитический организм живет внутри или на поверхности организма-хозяина и питается за его счет.


Объясните, как вы поняли

  1. чем различаются плотоядные, травоядные и всеядные организмы?

  2. Чем различаются голозойный, сапрофитный и паразитический типы ассимиляции?

  3. Что значит жить за (чей-либо) счет ?

Диссимиляция

Диссимиляция – это процесс обратный ассимиляции. При диссимиляции сложные вещества распада­ются на простые. В процессе реакций расщепления освобождается энер­гия. Например, конечные продукты реакции расщепления углево­дов— углекислый газ (СО2), вода (Н2О) и энергия, которая необходима для всех процессов жизнедеятельности клетки и организма (движения, питания, роста, развития, размножения и др.).

Вопросы:1) чем различаются процессы ассимиляции и диссимиляции?

2)при каком процессе происходит синтез веществ, а при каком – распад?

3)при каком процессе энергия потребляется(используется) , а при каком освобождается


Задание 2: вставьте краткие прилагательные

1)конечные продукты реакции расщепления углево­дов— углекислый газ (СО2), вода (Н2О) и энергия, которая ______________для всех процессов жизнедеятельности клетки и организма

2) Эта форма ассимиляции ___________ автотрофным бактериям

3) Внешние условия не __________________

4) процесс диссимиляции _________________ процессу ассимиляции

5) при фотосинтезе ________________ световая энергия


УРОК 9

Биологические процессы

часть 2 Круговорот веществ и экология

С циркулировать биосфера

Л жизнедеятельность природопользование

О взаи­моотношения рацио­нальное

В особь( особи) загрязнение

А популяция ресурсы

Р экосистема возобновляе­мый

Ь загрязнение охрана

сказыва­ться предсказывать

уничтожение редкий

Задание 1: прочитайте текст «Круговорот веществ в природе»

Растительные и животные организмы тесно связаны между со­бой и с окружающей средой. В состав растительных и животных клеток входят одни и те же химические элементы. Из этих элементов в клетке постоянно синтезируются различные органические соединения: белки, жиры, углеводы, вита­мины и др.

Вещества, которые синтезируются автотрофными организма­ми, необходи­мы для жизнедеятельности гетеротрофных организмов

В процессе жизнедеятельности животных из их организмов вы­деляются вещества — продукты выделения, которые используются бактериями. Бактерии разлагают сложные вещества на простые и создают этим условия для питания растений. Таким образом, химические элемен­ты в форме различных соединений непрерывно циркулируют меж­ду организмом и окружающей средой. Они проходят сложный путь, который назван круговоротом веществ

в природе.


Вопросы к тексту:

  1. как связаны между собой растительные и животные организмы?

  2. Можно ли сказать, что гетеротрофные и автотрофные организмы также связаны в природе?

  3. Как бактерии участвуют в круговороте веществ?


Запомните !

Биосфера – это область жизнедеятельности всех растительных и животных организмов.

Экосистема – это биологическая система взаимо­действующих живых и неживых компонентов определенных участ­ков биосферы.


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Бороться с чем?

Борьба с чем?

Нарушать что?

Нарушение чего?

Загрязнять что?

Загрязнение чего?

Исследовать что?

Исследование чего?



Задание 2: измените форму слов в скобках

  1. нарушение ( природное равновесие)

  2. загрязнять (окружающая среда)

  3. исследование (негативное воздействие)

  4. борьба с (разрушение, экосистема)

  5. разрушать (естественная среда обитания)

  6. сокращать (плодородная почва)

  7. уничтожение (редкие животные)


Задание 3: прочитайте текст «Экология и охрана окружающей среды»

Название «экология» образовано от греческих слов «ойкос»— дом, убежище и «логос» — учение.

Эко­логия объединяет систему биологических наук. Она исследует взаи­моотношения организмов (особей, популяций) со средой, выявля­ет закономерности эволюции экосистем.

Существует экология растений и экология животных. Общая экология изучает продуктивность экосис­тем, круговорот веществ, поток энергии и цепи питания в экосистемах.

Экология позволяет предсказывать последствия нарушения природного равновесия и является научной основой рациональ-ного природопользования. Круг проблем экологии – это охрана живого мира и окружающей среды, борьба с загрязнением воды, воздуха, с сокращением плодородной почвы, уничтожением редких животных.

Биосфера Земли - единственная среда обитания человека, но его деятельность оказывает ощутимое негативное влияние на природу, так как человек использует невозобновляемые природные ресурсы, обедняет естественную среду обитания.

Отходы промышленности кон­центрируются в окружающей среде. Происходит химическое, радиа­ционное, тепловое и акустическое загрязнение воды и воздуха, приводящее к разрушению природных сообществ. Из-за этого исчезают многие виды животных и растений. Поэтому, охрана природы - одна из главных проблем современности.


Вопросы к тексту:

  1. Какое воздействие человек оказывает на биосферу?

  2. Как биосфера реагирует на деятельность человека?

  3. Какие проблемы входят в круг интересов экологии?

  4. Можно ли считать экологию самостоятельной наукой?

  5. Как можно решить экологические проблемы?



Задание 3: подготовьте рефераты на темы

  1. «химическое загрязнение окружающей среды»

  2. «исчезновение растений и животных»

  3. «охрана природы и будущее планеты Земля»



СЛОВАРЬ

УРОК 1


растение животное

организм

клетка

наука

биология

зоология

ботаника

белок

углевод

вещество

органическое в.-

неорганич. в.-

минеральное в.-

жиры

соль - соли

минеральные соли

являться



plant, plante, planta

animal,

organism, organisme, organismo

cell, cellule, cellula

science, science, ciencia

biology, biologie, biologia

zoology, zoologie, zoologia

botany, botanigue, botanika

protein, proteine, proteina

carbohydrates, hydrate de carbone, hidrato de carbono

substanse, substancia substancia

organic sub., mat. оrganique, sub. organica

inorganic substance, matiere inorganique inorganico

mineral sub., mat. minerale, subst.мineral

fat, corps gras, lipides

salt, sel, sal

mineral salts, sels mineraux, sales minerales

to be, etre gch, ser



УРОК 2

мембрана
плазматическая
цитоплазма
амёба
животное

простейшее ж.
эвглена


структура

различная с.

сложная с.

форма

постоянная ф.

оболочка

плотная об.

тело

membrane, membrane membrana

plasma m., m. plasmatique, m. plasmatica

cytoplasm, cytoplasme, citoplasma

amoeba, amibe, amiba

animal animal

protozoa, protozoaire, protozario

euglena

structure, estructura

different s., s.differente, es.diferente

complex s., s.complexe, es.compleja

shape, forme, forma

permanent sh., f.permanente, f.estable

envelope, envelope, capa

strong(thick) en., en. dense, c.densa

body, corps, cuerpo



парамеция сок клеточный с.

хлорофилл


paramecium, paramecia, paramecio

juice, suc, jugo

j. of cell, s. cercullaire, j. circular

chlorophyll, clorophille, clorofila





УРОК 3

состоять из... животное
одноклеточное многоклеточное слой внутренний с.

наружный с.
гидра передвигаться


(с помощью...)

питаться

называться

рот

щупальца молодой

полость

ресничкa

to consist of, se composer de qch, componer

animal

unicellular an., organisme unicellulaire, an. unicellular

multicellular an., org. polycellulaire, an. policelular

layer, couche, capa ( estrato)

internal layer, couche interne, capa interior

external layer, couche rxterieure, capa exterior

hydra, hydre, hydra

to move se deplacer moverse

(with the aid of) (a l`aide de qch) (con ayuda de que)

to feed on, se nourrir de qch, alimentarse

to be colled, s`appeler, illamarse

mouth, bouche, boca

palpo

joven

cavity, cavite, cavidat

cilium , cil, pestana




УРОК 4

вакуоль пищеварительная в.

эктоплазма эндоплазма жгутик митохондрия

органоид органеллa

пластидa

рибосомa

лизосома

функция
передвигаться

питаться

являться



vacuole, vacuola

food vac., vac.digestive, vac. da alimentasion

ectoplasm, ectoplasma

endoplasm, endoplasma

flagellum( pl. flagella), cordon

mitochondrion, mitohondrie, mitohondrio

organoid, organoide, organelo

organelle, organite, organelle

plastid, plastide, plastido( protoplasto)

ribosome, ribosoma

lysosome, lisosoma

function, function

to move, se mouvior, moverse

to feed on, se nourrir, alimentarse

to be, etre, ser


УРОК 5


питаться

пища поглощать

переваривать-перевариваться синтезировать

захватывать выделять

неорганический хлорофилл

органический

пигмент

фотосинтез


To eat, Se nourrir nutrirse

nutrition , la nourriture alimento

To absorb, Absorber absorcion

To be digested, Être digéré digerir

be digested, être digéré digerirse

to synthesize, synthétiser sintetizar

To grasp, S'emparer apoderarse

To excrete, Affecter exretar

Inorganic, Inorganique inorganico

Chlorophyll, La chlorophylle clorofila

Organic, Organique organico

Pigment, Le pigment de pigmento

Photosynthesis, La photosynthèse fotosintesis



УРОК 6


делить(ся) грибы

относить(ся) сапрофиты

создавать

фотосинтез

использовать хемосинтез

бактерии паразиты

мертвый большинство

строить

построение


To divide, Diviser division

Funguses, Les champignons hongo , seta

To carry, Porter pertenecer

Saprophytes saprofito

To frame, Créer - créer crear

Photosynthesis, La photosynthèse fotosintesis

To use , Exploiter utilizar

Chemosynthesis quemosintesis

Bacteria, Les bactéries bacteria

Parasites, les parasites parasito

Dead , morte muerto

the majority, La plupart mayoria

To build , Construire construir

construction, la construction construccion





УРОК 7


материнская клетка

дочерняя клетка размножаться

делиться

почкa

бесполый

половой

способ

образовать хромосомa благоприятный

развиваться расти

mother cell, ctllule-mere, cellula madre

daughter cell, cellule-fille, ctlula hija

to reproduce, se reproduire, reproducirce

to be divisible by, se diviser, dividirse en

kidney, rein, rinon

Sexless Asexué asexual

Sexual Sexuel sexual

Mean{*Method*} Le moyen modo

to form, former, formar

chromosome, cromosoma

Congenial Favorable favorable

to develop, se developer, desarrollar

to grow, pousser(croitre), crecer



УРОК 8


синтезировать

синтез приспосабливаться

распадаться

распад фермент

переносить

перенос свойственный

внешний неразрывно

связаны

внутренний поглощаться

условия превращаться

среда расщепление


To synthesize, Synthétiser sintetizar

Synthesis, la synthèse sintesis

to adapt , s'adapter acomodarse

To break up, Se désagréger dividirse

disintegration , la désagrégation descomposicion

Enzyme, Le ferment fermento

To tolerate, Transférer transportar

Transmission, le transport transport

Inherent, Propre propio

Choronomic, Extérieur exterior

Inextricably Sont indissolublement inseparablemente

related, liés combinado

Intrinsic, Intérieur interior

To be absorbed, Être absorbé absorber

Conditions, Les conditions conditiones

To turn, Se transformer transformar

Medium, Mercredi{*Milieu*} medio

Scission, La désagrégation division, fision




УРОК 9


циркулировать биосфера

жизнедеятельность природопользование


взаи­моотношения рацио­нальное

особь

загрязнение

популяция ресурсы

экосистема возобновляе­мый

охрана

сказыва­ться предсказывать

уничтожение редкий


To circulate Circuler circular

Ecumene La biosphère biosfera

Life activity L'activité vitale actividat vital

Nature L'aménagement disfrute

management de la nature de la naturalesa

Mutual relations Les relations relation reciproca

Rational Rationnel rational

Individual individuo

Pollution La pollution ensuciamento

Population La population poblacion

Resources Les ressources recurso

Ecosystem L'écosystème ecosistema

Renewed Recommencé reanudars

Preservation La protection defensa

To affect Affecter dejar huellas

To predict Prédire predesir

Killing La destruction aniquilamiento

Infrequent Rare raro





Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Учебное пособие по русскому языку для студентов-иностранцев подготовительного факультета (пропедевтический курс по биологии) iconУчебные материалы по русскому языку для студентов специальности

Учебное пособие по русскому языку для студентов-иностранцев подготовительного факультета (пропедевтический курс по биологии) iconУчебные материалы по русскому языку для студентов специальности

Учебное пособие по русскому языку для студентов-иностранцев подготовительного факультета (пропедевтический курс по биологии) iconУчебное пособие для студентов технолого-экономического факультета педвуза елабуга

Учебное пособие по русскому языку для студентов-иностранцев подготовительного факультета (пропедевтический курс по биологии) iconУчебное пособие для студентов 6 курса лечебного факультета и врачей-интернов Волгоград, 2003 г

Учебное пособие по русскому языку для студентов-иностранцев подготовительного факультета (пропедевтический курс по биологии) iconКурс лекций по энтомологии учебное пособие для студентов по специальностям: 1 74 02 05 «Агрохимия и почвоведение» и1 74 02 01 «Агрономия»

Учебное пособие по русскому языку для студентов-иностранцев подготовительного факультета (пропедевтический курс по биологии) iconУчебное пособие для студентов лечебного, медико-профилактического факультетов и факультета иностранных учащихся медицинских вузов Санкт-Петербург

Учебное пособие по русскому языку для студентов-иностранцев подготовительного факультета (пропедевтический курс по биологии) iconУчебное пособие по дистанционному изучению курса «бухгалтерский учёт» Для студентов заочного факультета специальности 080502
Учебное пособие по дистанционному изучению курса «бухгалтерский учет». А. В. Голубева

Учебное пособие по русскому языку для студентов-иностранцев подготовительного факультета (пропедевтический курс по биологии) iconУчебное пособие для студентов всех специальностей Павлодар
Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом факультета истории и права пгу им. С. Торайгырова

Учебное пособие по русскому языку для студентов-иностранцев подготовительного факультета (пропедевтический курс по биологии) iconУчебное пособие по общей биологии для учащихся 11 класса естественнонаучного лицея
Белоусов Д. Л. Эволюция систем органов. Учебное пособие по общей биологии для учащихся 11 класса естественнонаучного лицея. Троицк,...

Учебное пособие по русскому языку для студентов-иностранцев подготовительного факультета (пропедевтический курс по биологии) iconКурс лекций «Естествознание» Раздел «Основы биологии. Ботаника» для студентов психолого-педагогического факультета Брест 2011
Содержание программы по дисциплине «Естествознание». Раздел «Основы биологии. Ботаника»



База данных защищена авторским правом © 2016
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
поиск