Что читать по сельскому хозяйству icon

Что читать по сельскому хозяйству





Скачать 259.47 Kb.
НазваниеЧто читать по сельскому хозяйству
Дата конвертации16.02.2013
Размер259.47 Kb.
ТипЛитература
СПРАВОЧНЫЙ ОТДЕЛ

ЧТО ЧИТАТЬ ПО СЕЛЬСКОМУ ХОЗЯЙСТВУ

Этот библиографический указатель адресован тем, кто хочет расширить свои знания по сельскому хозяй­ству. Много полезного найдет здесь тот, кто хочет при­ложить свои знания к практическим делам.

Здесь мы рекомендуем литературу в помощь любо­знательным. Книги эти разные: повесть об ученом-животноводе и краткий справочник для юных нату­ралистов, беседы с учеными и рассказы о юных опыт­никах. Очерки о прошлом, настоящем и будущем сель­ского хозяйства.

Литература в указателе дана по разделам. В каждом разделе указаны книги наиболее доступные, простые и книги более сложные — чтобы читать их, необходимо уже что-то знать по тому или иному вопросу, иметь элементарные практические навыки работы в сельском хозяйстве.

В первом разделе библиографического указателя — «На полях и фермах ваши сверстники» — вы найдете книги о юных полеводах и животноводах, об учениче­ских производственных бригадах.

В остальных разделах указателя, названных как и соответствующие разделы тома, книги расположе­ны по темам в той последовательности, в какой изло­жен материал в томе. В разделе «Творцы сельскохозяй­ственной науки» книги об ученых даются в алфавит­ном порядке их имен.

На полях и фермах наши сверстники

Елагин В. Д. Наследники. М., «Молодая гвардия», 1959. 109 стр. с илл.

Наследниками писатель называет тех ребят, кото­рые, учась в школе, трудятся на колхозных фермах и полях. Об их работе и рассказано в книге. Это птичница из Краснодарского края, ребята-пчеловоды из города Сыктывкара, юные животноводы-костро­мичи... Здесь вы найдете также советы старших това­рищей по разведению, выращиванию, кормлению кур, уток, пчел, кроликов, телят.

Елагин В. Д. Когда тебе будет семнадцать. Рис. Э. Булатова. М., «Детский мир», 1960. 94 стр. с илл.

«Золотые миллиарды». «Зеленый богатырь пошел но стране». «Соки жизни». «Сахарная земля». «И у жи­вотноводов есть новости». Это названия глав книги. Автор как бы приглашает читателей с собой на пшенич­ные поля, в теплицы к овощеводам, на животноводче­ские фермы, к юным садоводам... Когда вам исполнится

семнадцать лет, может быть, вы станете рядом с теми, о ком прочитали.

Волк И. И. Веселые грачи. М., Детгиз, 1959. 159 стр. с илл. (Школьная б-ка).

Веселые грачи — это школьники из колхоза «Крас­ный сормовец» Калининской области. Много забот у ребят, помимо школьных занятий: повадились грачи клевать молодые всходы кукурузы — надо спасать посевы; когда на крохотных листиках капусты вдруг появились личинки бабочки-белянки, снова помогли ребята. А у старших школьников и забот больше и дела сложнее: надо проверить, как хранится зерно для посевов, поработать на конных граблях, в каникулы помочь колхозному пастуху... Весело и интересно живут ребята.

Хазанович Ю. Я. Байкаловские огоньки. Дневник Людмилы Дятел. Рис. И. Пахолкова. М., Детгиз, 1963. 48 стр. с илл. (Люди и события).

Колхоз выделил для школы 165 га земли. Ребята пришли на поля и фермы практикантами: мало знали, немногое могли. Поначалу были неудачи... Но желание научиться работать, молодой задор, помощь старших товарищей — все привело к тому, что автор дневника Людмила Дятел и ее друзья по-настоящему овладели сельскохозяйственной профессией.

Мечте навстречу. О тех, кто учится и трудится на великих просторах Родины. М., «Просвещение», 1965. 240 стр. с илл.

Книга об ученических производственных бригадах. Вы узнаете, как к ребятам на помощь пришли передо­вики производства и передали в их распоряжение ма­шины и как по-новому члены бригад строят свою работу на основе последних достижений техники. Школьники не только отлично трудятся, но и по-коммунистически живут. О работе бригад рассказывают журналисты и сами школьники. На страницах книги к ним обраща­ются прославленный космонавт и известный академик, заслуженный агроном и народный художник страны.

Календарь юного натуралиста. Изд. 2, перераб. М., «Молодая гвардия», 1960. 360 стр. с илл.

Очень ценные для юннатов советы содержатся в этой книге. Те, кто работает в плодово-ягодном саду и в цветнике, на пасеке и птичнике, животноводческой ферме, в крольчатнике, на учебно-опытном участке, а также и рыбоводы узнают, какие работы можно вести весной и летом, осенью и зимой.

483


Почва и земледелие

Александрова В. Д. Сила земли. Рассказы о почве. М., Детгиз, 1958. 183 стр. с илл.

Чтобы быть полновластным хозяином земли, нуж­но хорошо знать, что такое почва, как она образовалась, в чем преимущества одного и недостатки другого вида почвы. Автор книги рассказывает о почвах много инте­ресного и знакомит с картой почв Советского Союза.

Гавеман А. В. Слой жизни. Изд. 2. Рис. Б. Рытмана. М., «Детская литература», 1964. 159 стр. с илл.; 4 л. илл. (Школьная б-ка).

Для нормального роста и развития растений нужно, чтобы в почве были многие элементы. А что, если их не окажется? Почему почвенные комочки называют «сберкассами плодородия»? Есть ли почвы на других планетах? Почему неправ был английский священник Мальтус, говоривший о неизбежном истощении почвы? Что такое «ядовитые» почвы и какими они станут в век атома? Существуют ли на свете заменители почвы? На все эти вопросы отвечает книга.

Верланд С. С. Очерки о земледелии и земледельцах. М., «Просвещение», 1964. 447 стр. с илл.

Очерки о том, кого можно назвать первым земле­дельцем, каким было первобытное земледелие, как оно изменялось в рабовладельческом, феодальном обществе и, наконец, каким оно стало сейчас, что нового появи­лось на полях в социалистическом обществе.

Меркульева К. А. Земля-кормилица. Л., Детгиз, 1958. 206 стр. с илл.

Земля кормит человека. Но чтобы урожай был бо­гатым, человек переделывает землю, обновляет ее. Он приводит на поля стальные машины, уничтожает сорняки, вносит в почву удобрения, борется с вреди­телями и болезнями растений.

Розен Б. Я. Чудесные добавки. Л., «Детская лите­ратура», 1964. 183 стр. с илл.

Чудесные добавки — это бор, цинк, медь, никель, марганец, железо и др. Добавками автор называет их потому, что они содержатся в земле в ничтожно малых дозах, а чудесными — потому, что без них нарушается рост и развитие животных и растений, все живое теряет способность сопротивляться болезням. Влияют они и на урожай.

Первый шаг в агрохимию. М., «Молодая гвардия», 1964. 223 стр. с илл.

Книга об удобрениях — каких видов они бывают, для какой почвы какой вид необходим, как их вносить в землю, хранить. Рассказано также, как комсомольцы могут помочь в повышении урожая.

Вольфкович С. И. и Биленкин Д. А. Химия создает континенты (Химия и урожай). М., «Советская Рос­сия», 1963. 174 стр. с илл.

Континента, о котором говорится в книге, нет на карте. Имя его — химизация сельского хозяйства. Это два урожая вместо одного, это поле без сорняков и вредителей-насекомых, это управление жизнью растений, а в будущем — управление погодой, улучше­ние состава почвы.

Орлова А. Н. Школьная агрохимическая лабора­тория. М., «Детская литература», 1966. 112 стр. с илл. (Школьная б-ка. Б-чка пионера «Знай и умей»).

Какие опыты под силу юным натуралистам? Как и какое удобрение при этом использовать? А как узнать о свойствах почвы на пришкольном участке?

Краткий справочник по удобрениям. М., Сельхозиздат, 1961. 224 стр.

Как правильно накапливать, хранить и вносить удобрения в почву, какие виды удобрений бывают, какие из них следует применять для важнейших сель­скохозяйственных культур. В книге много таблиц, кото­рые помогут в работе по обогащению почвы.

Альперович Ю. И. На полях будущего. М., Полит­издат, 1964. 176 стр.

«Электроны в упряжке», «Оседланный атом», «Ки­бернетика на земле» — это только три главы книги о завтрашнем дне сельского хозяйства. Некоторые из этих проектов еще в лабораториях ученых и кон­структоров, а многие уже претворены в жизнь.

Растениеводство

Вавилов Н. И. Пять континентов. Повесть о путе­шествиях в поисках новых растений. М., Географгиз, 1962. 255 стр. с илл.

Много стран объездил автор книги, чтобы изу­чить географию культурных растений и их сородичей на Земле, собрать единственную в мире коллекцию растений. Это было необходимо для успешного выведе­ния новых сортов растений. Свои впечатления от по­ездок в разные страны, научные наблюдения и выво­ды автор изложил в книге.

Елагин В. Д. Золотой колос. Рис. В. Константино­ва. М., «Детская литература», 1964. 239 стр. с илл. (Школьная б-ка).

Археологи считают, что история пшеницы на­считывает пять миллионов лет. А как сегодня живет пшеница? Почему прочно в ее историю войдут имена советских селекционеров П. П. Лукьяненко, Ф. Г. Кириченко, В. Я. Юрьева, П. В. Кучумова и других? Почему так ценятся зерна пше­ницы, а изображение ее колосьев можно видеть в гербе нашей страны? Прав ли был К. А. Тимирязев, который говорил, что ломоть хорошо испеченного хле­ба — это величайшее изобретение человека? Обо всем этом рассказывает повесть.

Кудрявцева-Молодчикова Л. П. Хлебные колосья. Рассказы из жизни культурных злаков. М., «Молодая гвардия», 1959. 175 стр. с илл.

Читаешь книгу и как будто наблюдаешь, как выра­стает колос, узнаешь, зачем на нем листья и как тонкий стебель удерживает тяжелые колосья, как пришла к нам на поля пшеница и другие злаки, как они стали такими, какими мы их знаем сейчас.

Гришин Д. История початка и ее продолжение. Рис. А. Семенцова-Огиевского и О. Новозонова. М., Детгиз, 1959. 157 стр. с илл. (Школьная б-ка).

«...Рос и зрел на солнце маис и во всем великолепье наконец предстал на нивах...» Эти стихи о кукурузе, одной из древних культур. Ее изображение можно встретить на старинных мексиканских сосудах, перу­анских рисунках. Но у кукурузы началась новая жизнь, когда человек постиг тайны ее роста и развития. Он научился получать большие урожаи, успешно бороться с ее врагами, использовать не только початки, но и

484


листья, стебли. Об истории кукурузы от тех времен, когда древние люди изображали своих богов с кукурузным початком в руке, до наших дней — вот о чем эта книга.

Юным растениеводам. М., «Детская литература», 1964. 133 стр. с илл. (Школьная б-ка. Б-чка пионера «Знай и умей»).

Книгу для юннатов написали ученые Московской сельскохозяйственной академии им. К. А. Тимирязева. Они знакомят с биологией и агротехникой некоторых сельскохозяйственных культур: сахарной свек­лы, кукурузы, бобов и др. Если школьники заинтересуются проведением опытов, они получат советы, как их организовать.

Полковников Ю. Н. Картофель. М., «Московский рабочий», 1965. 11 стр. с илл.

Очерк о «втором хлебе», как часто называют картофель, о различных его сортах, о выращи­вании этой культуры на полях, о ее болезнях и хране­нии зимой.

Пыльнев В. М. Удивительные половинки. 75 опы­тов с картофелем. М., «Детская литература», 1964. 95 стр. с илл. (Школьная б-ка. Б-чка пионера «Знай и умей»).

Эта книга — маленькая энциклопедия юного кар­тофелевода. В ней рассказывается, какой высокий уро­жай может дать картофель, почему «худеют» клубни во время хранения, что такое сухой полив и засуха в подвале, как получить три урожая в год или вырастить клубни в банке, бочке и яме, как нау­читься улучшать старые и создавать новые сорта кар­тофеля. В конце книги дана учетная карточка по опыт­ной работе с картофелем, адреса институтов, где мож­но приобрести сортовой картофель, и литература для юннатов.

Лорх А. Г. О картофеле. М., Сельхозгиз, 1960. 45 стр.

Об условиях получения высоких урожаев картофе­ля рассказывает селекционер-картофелевод.

Справочник картофелевода. М.., Сельхозиздат, 1962. 336 стр. с илл.

О том, как выращивать семена, какие сорта лучше подходят для той или иной почвы, как выращивать картофель на орошаемых и осушенных землях, удоб­рять и охранять его от вредителей, какие машины могут быть помощниками в работе картофелевода, узнаете из этого справочника.

Волк И. И. Цветок тянется к солнцу. Рис. В. Дувитова. М., Детгиз, 1962. 78 стр. с илл.

500 лет назад Колумб привез из Америки несколько семян ярко-желтого цветка. «Сыном солнца» звали его индейцы, подсолнечником назвали это расте­ние в России.

История подсолнечника в нашей стране связана прочно с именем селекционера Василия Степановича Пустовойта. Пятьдесят лет отдал он исследова­нию растения и вывел сорта, которые содержат масла вдвое больше, чем раньше. Узнаете вы и о том, какие разнообразные изделия получают из этого ценного растения.

Орлов В. Т. О чем рассказывает нитка. (Ткани в поле растут). М., Детгиз, 1961. 112 стр. с илл. (Школьная б-ка).

Из конопли, льна, джута, кенафа изготовляют необходимые человеку ткани. Что это за культуры и откуда они пришли к нам, как они цветут, развиваются, чем отличаются от других растений, о врагах этих культур и помощниках, о том, как из расте­ний получают прочные, крепкие нити и ткани, рас­сказывает книга.

Романченко О. И. Теплый снег. Рис. О. Шухвастова. М., Детгиз, 1960. 80 стр. с илл.

Теплый снег, белое золото — так называют хло­пок. Давно ли известна культура хлопчатника людям, как они научились использовать не только белые коробочки, но и листья, и семена, как ожила Го­лодная степь, когда туда пришли люди и заставили воду течь по другим руслам, и как там возник совхоз «Пахта-Арал» — «хлопковый остров», как узбекская женщина Турсуной Ахунова впервые села за штур­вал хлопкоуборочной машины? И еще на много-много «как?», «что?» и «почему?» отвечает книга.

Дроздов Л. Н. Советы пионерам и школьникам по сельскому хозяйству. Изд. 2. М., Детгиз, 1962. 160 стр. с илл. (Б-чка пионера «Знай и умей»).

Кто работает на пришкольном участке или в школь­ном уголке живой природы, найдет здесь много полез­ных советов: как подготовить почву для посадки цветов, овощей, деревьев; как вырастить рассаду и разместить ягодные кустарники в маленьком саду; как хранить семена и какие инструменты необходимы для работ в саду и на огороде. Отдельная глава посвящена борь­бе с врагами сельскохозяйственных культур: сорняками и насекомыми-вредителями.

Юннаты, которые собираются поставить опыт или проводить наблюдения за растениями, также получат немало ценных указаний.

Филатов Н. А. Справочник молодого овощевода. Пособие для учащихся сельской средней школы. М., Учпедгиз, 1963. 311 стр. с илл.

В справочнике даны ценные советы: о группировке овощей по различным признакам (почвенные условия, способы выращивания, требовательность к теплу и др.), об особенностях выращивания овощей в защищенном и открытом грунте, даны календарные сроки основных работ в овощеводстве, рассказано о семеноводстве овощ­ных культур, хранении овощей. Многочисленные схемы, таблицы помогут поставить работу так, чтобы получать высокие урожаи и выращивать овощи круг­лый год.

Брежнев Д. Д. Свежие овощи летом и зимой. М., Сельхозиздат, 1963. 120 стр. с илл.

Свежие овощи — необходимый продукт питания. Вместе с ними организм получает ценнейшие микро­элементы, витамины, очень важные для развития чело­веческого организма. Овощей много: здесь хорошо известные лук, капуста, сельдерей и менее известные спаржа, бамия, артишок. Из этой книги вы узнаете, как сделать, чтобы овощи были на нашем обеденном столе круглый год.

Метлицкий Л. В. Биохимия на страже урожая. Биохимические основы хранения картофеля, овощей и плодов. М., «Наука», 1965. 183 стр. с илл. (Акад. наук СССР. Научно-популярная серия).

Дояренко А. Г. Занимательная агрономия. Изд 2. М., Сельхозиадат, 1963. 183 стр. с илл.

485


Эта книга поможет вам провести занимательные опыты с растениями: вырастить их без почвы, собрать урожай овощей зимой, ускорить созревание плодов. Книга не только поможет сделать опыты, но и объя­снит, почему все это возможно.

Вахмистров Д. Б. Растения без почвы. Рис. В. Белева. М., «Детская литература». 1965. 111 стр. с илл. (Школьная б-ка. Б-чка пионера «Знай и умей»).

«Чем и как питаются растения». «Как приготовить искусственную почву». «В воде, песке и гравии». «Зем­новодные растения». Это лишь несколько названий глав книги об интересном вопросе — гидропонике.

Справочник садовода. М., «Колос», 1964. 576 стр.

с илл.

Эта книга для тех, кто серьезно занимается плодоводством. Здесь рассказывается об организации различных работ в саду, об инструментах, при помощи которых эти работы выполняются. Найдете здесь и адреса плодовых питомников.

Зорин Ф. М. Волшебный ножичек. Изд. 3. М., «Детская литература», 1964. 48 стр. с илл. (Школьная б-ка. Б-чка пионера «Знай и умей»).

Волшебным ножичком прозвали маленький окулировочный ножичек. При помощи его можно проде­лать интересные «фокусы»: получить больше двадцати сортов плодов на одном дереве, вырастить томаты раз­ной окраски на одном кусте, привить горох к акации.

Дмитриев Ю. Д. Двенадцать месяцев из жизни Кости Семенова и его друзей. Рис. А. Никонова. М., «Детский мир», 1960. 71 стр. с илл.

Эта книга — дневник двенадцатилетнего школь­ника, который вместе с друзьями занимается в кружке юных натуралистов. Ребята вырастили пришкольный сад. Все, что делал Костя и его друзья, заносилось в дневник. С такими записями полезно познакомиться юному садоводу.

Кудрявцева-Молодчикова Л. П. История одной яблоньки. (Правдивые рассказы об удивительной жизни плодового дерева). М., «Молодая гвардия», 1964. 128 стр. с илл,

Росла в саду одинокая яблоня, на которую никто не обращал внимания. Но однажды собрались около нее юннаты. Решили они пересадить деревце и взять над ним шефство. Они его поливали, подкармливали, окучивали снегом, было много хлопот и летом и зимой. Поначалу ребята ничего не знали о своем питомце. Но веточки, почки, цветы многое рассказали им. Эта яблоня стала началом большого пришкольного сада.

Смирнов Н. М. Яблоня. М., Детгиз, 1961. 128 стр. с илл. (Школьная б-ка. Б-чка пионера «Знай и умей»).

Опытный садовод рассказывает, с чего надо начи­нать при закладке яблоневого пришкольного сада. Шаг за шагом прослеживает автор жизнь растения. На каждом этапе свои заботы у садовода. В приложении даны списки сортов опылителей яблонь, характери­стика некоторых сортов, советы, как изготовить компосты, ядохимикаты.

Бармин А. Г. Ягода вкусника. Рис. Л. Милорадовича. Изд. 3. Л., «Детская литература», 1964. 47 стр. с илл.

Как заставить крыжовник давать сладкие, крупные плоды, сделать его выносливым и без шипов?

Эту задачу поставила перед собой садовод Лиза Михайлова. Много ездила она по стране, собирала сорта крыжовника, побывала в саду у Мичурина. Годы упорного труда — и вот кусты крыжовника про­ходят последнюю проверку. Она закончилась успешно: новый сорт крыжовника выведен.

Махонина Н. А. и Смольянинова Н. К. Работа школьников с ягодными культурами. Пособие для уча­щихся. М., «Просвещение», 1964. 191 стр. с илл.

Книга для юннатов содержит разнообразные сведе­ния: что такое сорт растения и какое он имеет значение при разведении той или иной культуры; какие ягодные культуры можно выращивать на пришкольном участке и как за ними ухаживать, какие препятствия могут встретиться при работе; как выводить новые сорта смородины, малины, земляники и др.; как вести записи наблюдений за ростом и развитием растений. В конце книги даны адреса учреждений, выращивающих поса­дочный материал ягодных культур.

Палин П. С. Садоводство на севере. Работа с плодоягодными растениями. Рис. Н. Афанасьевой. М., Дет­гиз, 1959. 110 стр. (Школьная б-ка. В помощь самодея­тельности пионеров и школьников).

Прежде чем разбить плодово-ягодный сад, надо подготовить для него почву. С рассказа о том, как это делать, и начинается книга. Дальше автор советует, какие ягодные кусты можно посадить в саду, как за ними ухаживать. Узнаете вы и какие опыты можно про­водить с растениями, чтобы ускорить их плодоношение, акклиматизировать южное растение в более северных широтах и др. В приложении даны адреса плодово-ягодных питомников Ивановской области.

Любимов Б. И. Гроздь винограда. Рис. Н. Левинской. М., Детгиз, 1963. 79 стр. с илл.

Эта книга — как бы путешествие в чудесный мир виноградной лозы. Много миллионов лет назад уже рос на земле виноград. Менялась земля, менялось растение, его география. Благодаря скрещиванию и прививкам люди вывели множество сортов отличного винограда и научились защищать эту культуру от болезней и опасных вредителей. Побываете вы у заме­чательных виноградарей Молдавии, Узбекистана. В пу­тешествие поведет вас один из мастеров этого дела —Ризават Мусамухамедов.

Верзилин Н. М. Путешествие с домашними расте­ниями. М., «Детская литература», 1965. 348стр. (Школь­ная б-ка).

Немногие знают, что цветок под названием «Вань­ка мокрый» пришел к нам из Африки 350 лет назад. а родина тюльпанов не Голландия, а Персия и Турция. Читая книгу, вы как бы совершите путешествие, кото­рое очень давно проделало то или иное растение. Узнае­те также, как выращивать цветы, как правильно уха­живать за ними, как научиться делать прививки, как в комнате на окне или на балконе устроить настоящую оранжерею.

Верзилин Н. М. и Рождественский В. А. Цветы из сада. Худож. Ю. Смольников. Л., Детгиз, 1962. 77 стр. с илл.

Слышали вы легенду о прекрасном юноше Нарциссе, превратившемся в цветок? Знаете вы, что семена мака находили в остатках пищи первобытного человека? «Чудесный гость далекого Ирана, любимец опаленных солнцем стран» — о каком цветке сложены эти стихи?

486


Книга как будто букет из красивых цветов: вы увидите их нарисованными, прочтете стихи, легенды, истории о них. Авторы посоветуют вам, как составить весенний, летний и осенний букеты, какие цветы в какую вазу лучше поставить.

Дилакторская Н. Л. Упрямая луковица. Рис. В. Зенковича и И. Харкевича. Изд. 2. Л., Детгиз, 1961. 183 стр. с илл.; 6 л. илл. (Школьная б-ка).

Ване вместе с его друзьями школьниками удалось вырастить очень редкий и нежный цветок амариллис. Для этого нужно было не раз побывать в ботаническом саду и послушать рассказы опытных садоводов. А по­том ребята подружились с ученым-садоводом. Много узнали и увидели у него школьники. Побывал Ваня в одном из ботанических садов. После этого еще боль­ше заинтересовался историей цветов, их выращиванием. Ваня многое видел, слышал от мамы, от других цвето­водов, а вы прочтете об этом в книге.

Леонов Л. М. Лекция о лесе. (Глава из романа «Русский лес»). М., «Правда», 1954. 40 стр.

Отрывок из романа известного советского писа­теля — поэтический рассказ о русском лесе, огромном народном богатстве. Это призыв к разумному исполь­зованию его, протест против хищнического истребле­ния леса.

Гавеман А. В. Лес. Беседы лесовода. Рис. П. Кирпичева и Г. Никольского. М., Детгиз, 1959. 157 стр. с илл.

Гавеман А. В. О лесе. Пособие для учащихся. М., Учпедгиз, 1963. 116 стр. с илл.

На Советский Союз приходится почти одна треть всех лесов на Земле. Это такое богатство, что значение его для человека трудно переоценить. Но каждый ли может правильно ответить, что такое лес, как по ство­лу и годичным кольцам определить возраст дерева и прочитать его биографию, от чего зависит характер леса, какие леса растут на территории нашей страны и как проводятся их исследования?

Меркульева К. А. Нашествия. Нахлебники. Рис. Г. Эфроси Я. Таубвурцель. Л., Детгиз, 1963. 141 стр. с илл.

В 1880 г. виноградники Крыма постигло несчастье: стали гибнуть лозы. Долго не могли установить, что причиной этого была крохотная, почти невидимая тля филлоксера. Не сразу нашли и способ борьбы со страшным врагом.

Кроме филлоксеры, у растений полей, садов есть еще немало врагов: саранча, колорадский жук, клоп черепашка, щитовка калифор­нийская... Химики находят средства, губитель­ные для насекомых и безвредные для растений, селек­ционеры выводят новые сорта, которым не страшны эти нахлебники. Большую пользу в борьбе с вреди­телями приносят юннаты.

Щербиновский Н. С. Шестиногие враги и друзья. Насекомые — враги и защитники растений. М., Дет­гиз, 1961. 254 стр. с илл. (Школьная б-ка).

Автор книги, советский ученый-энтомолог, рас­сказывает, какой вред могут принести всевозможные гусеницы, колорадский жук, тля, не­парный шелкопряд и др. Автор описывает «кровавый дождь» в Польше 600 лет назад и виновницу его — бабочку-боярышницу. Раньше, когда люди не знали средств борьбы с этими насекомыми, на­шествие их считалось небесным знамением. Сейчас

ученые используют все средства для борьбы с врагами. Хороший помощник в этом — химия. Но среди шестиногих есть не только враги, но и друзья, которые поеда­ют вредителей растений.

Овчаров К. Е. Власть человека над жизнью расте­ний. М., «Просвещение», 1965. 120 стр.

С каждым новым открытием в науке увеличивается власть человека над природой. С помощью химических веществ можно усилить и замедлить рост растений, приостановить цветение, прорастание.

Животноводство

Справочник по молочному животноводству. Посо­бие для учащихся сельской школы. Под ред. А. С. Вся­ких. М., «Просвещение», 1964. 321 стр. с илл.

Для тех, кто трудится на молочных фермах, этот справочник — ценная настольная книга. Какие бывают корма, каков их состав и как организовать кормление скота, как выращивать молодняк, как планировать свою работу и вести ее учет — на все отвечает спра­вочник.

Гусева К. М. и Косова О. Н. Советы молодым телят­ницам. М., «Московский рабочий», 1961. 100 стр. с илл. (Б-чка животновода).

Заботиться о здоровье теленка надо начинать до его рождения. Много зависит и от того, как он будет содержаться первые 10—15 дней после рождения. Надо все учесть: содержание, питание, предупредить возмож­ность заболевания.

Елагин В. И у нас есть новости. М., «Молодая гвар­дия». 1961. 112 стр.

Одна телятница ухаживает за 300 телятами. Один человек выполняет работу бригады из 14 свинарей. Одна птичница справляется с 15 тыс. кур. Экономия от такого труда составляет десятки и сотни тысяч руб­лей. Приведенные факты взяты не из фантастического романа. Это труд Анны Кациборы из Львовщины, Александра Попова из Новгородской области, Веры Сидоры из Подмосковья. Эти люди вооружены со­временными научными знаниями, передовой техникой. И еще у них есть одно свойство: они постоянно ищут новое, совершенствуют свой труд. Это настоящие энту­зиасты своего дела.

Ставровский А. Е. и Сорочинский А. И. Основы животноводства. (Общие вопросы животноводства и крупный рогатый скот). Учебное пособие для учащихся сельской средней школы с производственным обуче­нием. М., Учпедгиз, 1963. 288 стр. с илл.

Это пособие можно использовать как справочник, оно дает много ценных советов по уходу за скотом, содержанию его и другим вопросам животноводства.

Грудев Д. И. Юному свиноводу. М., Учпедгиз, 1960. 159 стр. с илл. (Политехническая б-ка школьника).

Пособие знакомит со строением организма свиньи, советует, как правильно кормить и содержать сви­ней, как бороться с болезнями животных, начать пле­менную работу, механизировать труд на ферме.

Приложены различные таблицы, помогающие орга­низовать правильный уход за свиньями.

Справочник свиновода. Под ред. И. А. Савича. М., Сельхозиздат, 1962. 399 стр. с илл.

487


Эта книга дает полезные советы о содержании и кормлении свиней.

Map Е. П. Живая шерстинка. Изд. 2. Рис. Л. Мильяина. М., «Детская литература», 1964. 94 стр. с илл. (Школьная б-ка).

Шерстяная одежда, валенки, даже целые дома из шерсти, ковры, вкусный плов, ароматная похлебка, чудесный сыр, костяные пуговицы — все это дает овца. Давно ли людям знакомо это животное, кто были прародители овцы; почему говорят: «Какова тра­винка, такова и шерстинка»; что за профессия — чабан и почему ему многое надо знать; как по одному волоску, положенному под микроскоп, можно узнать все об овце; как стали из шерсти делать сукно? Об этом и еще о многом рассказывается в книге.

Практические советы овцеводу. М., Россельхозиздат, 1964. 184 стр. с илл.

Немало надо знать овцеводу о своих питомцах: как правильно кормить и содержать животное, как разводить овец и какие меры принять в случае их забо­левания, какие машины могут облегчить работу овце­вода и как быстрее и лучше организовать стрижку.

Квапиль А., Гусев Б. и Серебряков К. Сове­ты кролиководу. Изд. 2, испр. и доп. М., «Москов­ский рабочий», 1961. 136 стр. с илл. (Б-чка живот­новода).

Прежде чем заняться разведением кроликов, надо познакомиться с их породами, ведь разные кролики дают разное количество мяса, пуха, различные у них и шкурки. А как сделать клетку для взрослых кроли­ков и молодняка, как ухаживать за маленькими кроль­чатами и уберечь их от болезней? Очень важно знать, когда можно забивать кроликов, как хранить пух. Специальные разделы книги советуют, как разводить кроликов на школьной ферме и дома.

Справочник кроликовода. М., Сельхозиздат, 1962. 215 стр. с илл.

Породы кроликов, каково строение организма этих животных, какие породы кроликов разводятся в разных странах. Как ухаживать за кроликами, раз­водить их, уберечь от заболеваний. Как использовать мясо, шкурки.

Беляков Н. Д. Юным птицеводам. М., Детгиз, 1966. 198 стр. с илл. (Школьная б-ка. Б-чка пионера «Знай и умей»).

Прево А. А. и Пельтцер С. П. Юному птицеводу. М., Учпедгиз. 1960. 164 стр. с илл.

Разведение домашней птицы — увлекательное и полезное дело. Но с чего начать? Нужно ли птицеводу знать историю происхождения домашней птицы, ее породы, строение внутренних органов, биологиче­ские особенности? Оказывается, все эти знания птицево­ду необходимы. В этих книгах много и других полезных сведений: как самим сделать инкубатор и кормушки для кур, организовать питание взрослой птицы и молодняка, какие опыты можно поставить с домашними птицами.

Практические советы птицеводу. М., Изд-во М-ва сельского хозяйства РСФСР, 1962. 472 стр.

Заборский М. А. Рыбьи дорожки. Худ. Г. Алимов. М., Детгиз, 1961. 110 стр. с илл.

Слово автору: «Прочитав книгу, можно принять к сведению советы бывалого рыболова о том, где, как

и на что проще поймать рыбу. Можно узнать кое-что любопытное о рыбьих повадках. Воспользоваться заме­чаниями об оснастке и экипировке рыболова... Но это только часть содержания книги. Еще в ней собраны воспоминания автора о великих рыбацких радостях, где без остатка растворились крупицы горестей и неудач...»

Сабанеев Л. П. Календарь природы. М., «Наука», 1964. 383 стр. с илл. (Академия наук СССР).

Эта книга — настоящая энциклопедия охотника. Написал ее ученый-биолог, неутомимый охотник. Почти о всех видах и способах охоты рассказано здесь: в каждом месяце — свои. Отдельная глава посвящена охотничьим собакам.

Календарь охотника-спортсмена. Пособие начинаю­щему охотнику. М,, «Советская Россия», 1964. 255 стр. с илл.

Календарь разделен на две части: в первой — «Охотничьи звери и птицы» — даны описания самых распространенных зверей и птиц, во второй — «Сезоны охоты» — основные способы охоты на них. В книге есть краткий словарик охотника и список литературы для тех, кто хочет расширить свои знания о природе и охоте.

Рябинин Б. С. Мои друзья. Рис. Е. Родионовой. М., Детгиз, 1963. 221 стр. с илл. (Школьная б-ка).

Собаки помогают охранять большие стада овец, участвуют в схватке с волками, ловят преступников, спасают людей... Все это делают служебные, дресси­рованные собаки. Автор рассказывает, как впервые у него появился щенок — дог и как он начал занятия со своим маленьким питомцем. В книге много невыду­манных рассказов о собаке — друге человека.

Михайловский А. В. Воспитание щенка. Советы начинающему собаководу. Изд. 3. М., ДОСААФ, 1965. 48 стр. с илл.

Воспитание щенка — не простое дело, требующее знаний и терпения. Надо уметь выбрать щенка, соста­вить режим, не упустить момент, когда необходимо начинать дрессировку своего питомца. Чем и как кор­мить щенка, где держать — об этом тоже надо подумать. Много советов даст книга начинающему собаководу.

Щербина П. С. В мире пчел. Пособие для учащихся. М., Учпедгиз, 1960. 128 стр.

А эта книга уводит нас в X—XI вв. в Киевскую Русь, когда были охотники за диким медом, и в XVII в., когда стало развиваться домашнее пчеловодство. Поче­му пчелы ценны для человека, что они дают, кроме меда?

Губин В. А. Школьная пасека. Изд. 3, доп. Рис. А. Семенцова-Огиевского. М., «Детская литература», 1964. 156 стр. с илл. (Школьная б-ка. Б-чка пионера «Знай и умей»).

Это первая книга для начинающего школьника-пчеловода. Здесь рассказано о том, какие бывают поро­ды пчел, как сделать улей и ухаживать за пчелами, как их подкармливать и как организовать их зимовку, как работу на пасеке сделать безопасной для пчело­вода, какие инструменты необходимы пчеловоду, а также немного об истории пчелиного племени, об их врагах и болезнях.

Халифман И. А. Пчелы. Изд. 2, переработ. и доп. М., «Молодая гвардия», 1963. 398 стр.

488


Немало опытов и наблюдений было проведено, прежде чем были открыты законы жизни пчелиной семьи. О них рассказывает эта увлекательная книга.

Шаин С. С. Юному животноводу о кормах. Пособие для учащихся старших классов. М., Учпедгиз, 1958. 163 стр. с илл. (Политехническая б-ка школьника).

Ученый рассказывает, что разные корма (зеленые, сочные, грубые, концентрированные, минеральные) содержат разное количество белков, витаминов и дру­гих веществ, из чего и как получают эти виды кормов и какими достоинствами обладает каждый из них, как корма перерабатываются в организме животных и как нужно правильно сочетать все виды кормов.

Андреев Б. Л. Мой друг зоотехник. Рис. А. Ка­менского. М., «Детская литература», 1966. 111 стр. с илл.

О том, как к зоотехнику пришла могучая помощ­ница — химия.

Сельскохозяйственные машины и орудия

Плеханов И. П. и др. Тракторы. Пособие для уча­щихся сельской средней школы. Изд. 5. М., «Просве­щение», 1966. 336 стр. с илл.

Все о тракторе: как он устроен, как научиться его водить и ремонтировать.

Мусатов А. И. Двое на большом поле. М., Детгиз, 1960. 62 стр. с илл. (Люди и события).

«Машина любит смазку да ласку». Эти слова Коля Мануковский вычитал из книги о тракторах, их он запомнил навсегда. Он помнил их и тогда, когда «от горшка два вершка» сел самостоятельно на трактор, и когда привел машину на животноводческую ферму, и когда вдвоем с напарником обрабатывал 130 га, а потом и все 190.

Китаев И. Г. Практические занятия по сельско­хозяйственным машинам и тракторам. Пособие для учащихся средней школы. М., «Просвещение», 1964. 132 стр. с илл.

Книга об устройстве различных сельскохозяй­ственных машин, о том, как подготовить их к работе.

От задания к заданию материал усложняется: работа начинается с плугов и кончается тракторами, им посвящена целая глава. Рассказано о простейших правилах техники безопасности, о том, как вести учет проделанной работы.

Краткий справочник механизатора сельского хо­зяйства. Под общ. ред. С. А. Иофинова. М.— Л., Сельхозиздат, 1963. 584 стр. с илл.

Сведения о тракторах, самоходных шасси, автомо­билях и других машинах, применяемых в сельском хозяйстве. Об эксплуатации этих машин, об их ремон­те, содержании.

Авдеев Н. А., Коробков В. Л. и Соловьев В. М.

Краткий справочник комбайнера. Изд. 3, переработ. и доп. М., Сельхозиздат, 1962. 295 стр. с илл.

Сведения о различных типах валковых жаток и комбайнов, об их работе, применении на уборке бобовых и других культур. В книге много схем, ри­сунков, таблиц.

Борин К. А. О чем шепчут колосья. Рис. Ю. Ефи­мова. М., Детгиз, 1961. 223 стр. с илл. (Школьная б-ка).

Герой Социалистического Труда К. А. Борин рассказывает о своей жизни. Трудное детство, юность, которая совпала с организацией первых колхозов на Кубани. Когда пришли на поля комбайны, Борин один из первых сел на новую машину. Дальше путь в сель­скохозяйственную академию, а потом в науку.

Евреинов М. Г. Великая сила. Рассказы. Рис. С. Прусова. М., Детгиз, 1960. 104 стр. с илл.

Великая сила — это сила электрического тока, электроэнергия. Трактор без водителя, «парикмахер­ские» для овец, облучение поросят...— везде сила элект­ричества. Академик Евреинов занимательно расска­зывает о ней.

Краснов В. С. и Альперович Ю. И. Автоматы в по­ле. М., «Советская Россия», 1962. 119 стр. с илл.

О применении автоматики и кибернетики в сель­ском хозяйстве.

Юный моделист-конструктор. Вып. 10. М., «Моло­дая гвардия», 1964. 64 стр.

Этот сборник интересен всем, а страницы 49—59 особенно важны для юных сельских механизаторов. Здесь даны советы, как сделать рыхлитель и поильник, самокормушку и водоподъемник, автопоилку с подогре­вом и приспособление для съема плодов и др.

Творцы сельскохозяйственной науки

Елагин В. Д. Заглянем в завтра. Рис. Л. Хайлова. М., Детгиз, 1962. 206 стр. с илл. (Школьная б-ка).

26 рассказов о том, как ученые — селекционеры, почвоведы, физики, химики помогают труженикам полей получать высокие урожаи пшеницы, кукурузы, овощей, фруктов. В книге 26 глав, в каждой пусть не­большое, но открытие.

Поповский М. А. Дороже золота. М., «Детская литература», 1966. 175 стр. с илл.

Очерки о советских селекционерах, которые выво­дят новые сорта сахарной свеклы, пшеницы и других сельскохозяйственных растений.

Рядом с Н. И. Вавиловым. Сборник воспоминаний. М., «Советская Россия», 1963. 222 стр. с илл., портр. (Гордость сельскохозяйственной науки).

Книга о Николае Ивановиче Вавилове— талантливом ученом, неутомимом путешественнике, замечательном человеке, много сделавшем для изуче­ния растений.

Елагин В. Д. Цель жизни. Повесть о жизни ака­демика М. Ф. Иванова. Рис. А. Паукова. М., Детгиз, 1961. 344 стр. с илл. (Школьная б-ка).

Научно-исследовательский институт животновод­ства Аскания-Нова Херсонской области носит имя академика Михаила Федоровича Иванова (1871 — 1935). Это замечательный ученый, которого называют Мичуриным в животноводстве. Большой вклад внес в животноводство Иванов. Он доказал возможность вмешательства человека в развитие организма живот­ного и создал новые породы овец и свиней.

Елагин В. Д. Снежный ком. Повесть. [Рис. Л. Ламма и Л. Мечникова]. М., Детгиз, 1964. 157 стр. с илл.

489


Повесть о неутомимом и влюбленном в свое дело ученом-животноводе Григории Романовиче Литовченко, ученике известного советского животновода академика М. Ф. Иванова.

Иванов Л. И. Терентий Мальцев. М., «Молодая гвардия», 1962. 253 стр.

Творчески работает курганский полевод Т. С. Мальцев. Много вопросов приходится ре­шать: как получить хороший урожай в засуху и вос­становить плодородие почвы, как вырастить пшеницу на непаханой земле и избавиться от сорняков.

Лебедев В. А. Преобразователь природы. Повесть о Мичурине. Рис. К. Климентьева. М., «Детская лите­ратура». 1964. 240 стр. с илл. (Школьная б-ка).

Ивану Владимировичу Мичурину принадле­жат слова о том, что человек может быть хозяином, повелителем природы. И он на практике доказал свою правоту: вывел множество новых сортов растений, продвинул далеко на север южные культуры, заставил малоурожайные растения приносить обильные плоды.

Писаржевский О. Н. Прянишников. М., «Молодая гвардия», 1963. 239 стр. (Жизнь замечательных людей).

Дмитрия Николаевича Прянишникова называют «отцом советской агрохимии». Эта книга о жизни и деятельности замечательного ученого, ученика К. А. Тимирязева.

Давыдов Л. Д. Долгий путь без привалов. М., «Советская Россия», 1964. 159 стр. с илл. (Гордость сельскохозяйственной науки).

Книга о «подсолнечном боге» — селекционере Василии Степановиче Пустовойте. Большая заслуга принадлежит ему в выведении новых сортов под­солнечника. Много у него учеников и последователей.

Тулайкова К. П. От пахаря до академика. Об ака­демике Н. М. Тулайкове. М., «Просвещение», 1964. 148 стр. с илл.

Не случайно книга об ученом-агрономе академике Николае Максимовиче Тулайкове получила такое название. Сын бедняка крестьянина благодаря упор­ному труду смог овладеть сельскохозяйственной нау­кой; он разработал вопросы агротехники пропашных культур, основы земледелия в засушливых районах.

Черненко Е. С. Жизнь в саду. М., «Детская лите­ратура», 1966. 190 стр. с илл.

Автор — замечательный селекционер, лауреат Госу­дарственной премии — всю жизнь посвятил выведению новых сортов растений.

Штейман С. И. Волшебный жезл. Рассказы из жизни. Рис. Н. Шишловского. М., Детгиз, 1960. 113 стр. с илл.; 4 л. илл.

«Увлекательна, сложна и романтична моя профес­сия — профессия животновода»,— говорит автор. Из батраков в доктора наук — вот путь автора и героя этой книги, советского ученого-зоотехника.

Воробьев Н. Я. и Журавский В. А. Творец золотых колосьев. Очерк. М., Сельхозиздат, 1964. 48 стр.

Творец золотых колосьев — селекционер Василий Яковлевич Юрьев. Его имя прочно вошло в биогра­фию пшеницы, кукурузы, ячменя и других зерновых культур.

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Что читать по сельскому хозяйству iconКомитет по сельскому хозяйству и продовольствию Новгородской области

Что читать по сельскому хозяйству iconЧто читать по технике

Что читать по сельскому хозяйству iconЧто читать о зарубежных странах

Что читать по сельскому хозяйству iconЧто читать о языке и литературе
Среди ре­комендуемых книг есть доступные всем школьни­кам книги из серии «Школьная библиотека» и более сложные, которые требуют некоторой...

Что читать по сельскому хозяйству iconМногие, начиная читать это пособие, зададут два вопроса

Что читать по сельскому хозяйству iconД. филос н., проф. В. И. Метлов
«что философия есть не что иное, как выраженная в мыслях и логически систематизированная религия, не что иное, как другая форма,...

Что читать по сельскому хозяйству iconОхота и охотничье хозяйство
Животный мир нашей страны исключительно богат и разнообразен. Добыча различных зверей и птиц дает нашему народному хозяйству огромное...

Что читать по сельскому хозяйству iconК. Г. Юнг Внесколько вольном контексте нередко цитируют стихотворение Гете
От него ожидается, что он что-то умеет и уверен в своем деле, но никак не предполагается, что он испытывает сомнения в себе и в своей...

Что читать по сельскому хозяйству iconТревога. Тревога. Тревога. Вот что такое мысли "что, если ". Тревога по поводу того, что либо не существует вовсе, либо просто маловероятно, плюс вполне реа

Что читать по сельскому хозяйству iconЧто такое спортивная психология? Что может спортивный психолог?



База данных защищена авторским правом © 2016
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
поиск