Дополнительной образовательной программы «Инновационные коррекционно-педагогические технологии логопедической работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста» Направление подготовки курсов «логопедия» icon

Дополнительной образовательной программы «Инновационные коррекционно-педагогические технологии логопедической работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста» Направление подготовки курсов «логопедия»





НазваниеДополнительной образовательной программы «Инновационные коррекционно-педагогические технологии логопедической работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста» Направление подготовки курсов «логопедия»
страница1/10
А.К. Гаджимагомедова
Дата конвертации20.04.2013
Размер2.17 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Дагестанский институт повышения квалификации педагогических кадров


Учебно-методический комплекс

дополнительной образовательной программы

«Инновационные коррекционно-педагогические технологии логопедической работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»


Направление подготовки курсов – «логопедия»

Формы обучения – очная, дистанционная

Кафедра педагогики и психологии образования


Махачкала 2012


Программа составлена в соответствии с требованием ФГОС и СП ОО, с учетом рекомендаций для учреждений дополнительного педагогического образования Министерства образования РФ от 22.05.2001 №22-06-709 «О минимуме содержания программ курсов повышения квалификации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» 


Категория слушателей: учителя-логопеды

Форма обучения: очная


Объем: 72 часа


Автор-составитель УМК: ст. преподаватель кафедры педагогики и психологии образования А.К. Гаджимагомедова

Авторы инвариантного (обязательного) модуля «Психолого-педагогические основы профессионально-педагогической деятельности»:

П.Ш. Магомедов, канд. психол. наук, доцент, и.о. зав. кафедрой педагогики и психологии образования ДИПКПК

Д.Г. Сайбулаева, канд. психол. наук, доцент кафедры педагогики и психологии образования ДИПКПК

Р.М. Магомедова, канд. пед.наук, доцент кафедры педагогики и психологии образования ДИПКПК

А.К. Гаджимагомедова, ст. преп. кафедры педагогики и психологии образования ДИПКПК

М.А. Эминова, ст. преп. кафедры педагогики и психологии образования ДИПКПК


Автор инвариантных (обязательных) модулей «Общие вопросы теории и практики логопедии», «Современные представления о механизмах нарушения речи», «Технологии коррекции организации устной и письменной речи»:

А.К. Гаджимагомедова, ст. преп. кафедры педагогики и психологии образования ДИПКПК


Автор контрольных тестов: А.К. Гаджимагомедова, ст. преп. кафедры педагогики и психологии образования ДИПКПК


Рецензенты УМК:

Рецензенты по модулям:


СОГЛАСОВАНО:

Программа одобрена на заседании кафедры. Выписка № ______из заседания кафедры_________________________________________от « »_________2012 года.

Зав. кафедрой разработчика УМК _________________ П.Ш. Магомедов

Программа одобрена на заседании Учебно-методического совета ДИПКПК. Выписка № _____из заседания УМС ДИПКПК от « »_________________2012 года.

Председатель УМС ДИПКПК___________________________Э.Б. Сайпуева


Программа одобрена на заседании Ученого Совета ДИПКПК. Протокол № ______ заседания Ученого Совета ДИПКПК от « »____________2012 года.


Ректор ДИПКПК И.М.Мусаев


I. Пояснительная записка

Изменения в области специального образования в нашей стране отражают достижения государства, ставшего на путь демократических, социально-экономических преобразований, и приоритеты нового времени, признающие право каждого ребенка на получение образования, адекватного его познавательным возможностям. Смена менталитета общества отражается в образовательной парадигме, предполагающей субъектность учащихся в образовательном процессе и обеспечение их личностного развития и социализации. Изменения в системе специального образования становятся неизбежными в связи с началом переходного периода, знаменующим глобальные изменения системы образования в странах Европы и Центральной Азии. Новые политические и экономические цели, изменения, вызванные рыночной экономикой, предопределили новые стратегические цели образования. Возникла острая необходимость в подготовке мобильного, творчески мыслящего специалиста. Изменения экономических условий и социально-политического устройства определили новые требования общества к системе образования, в том числе и специального. В настоящее время в системе специального образования наряду с дифференцированной формой, которая предусматривает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, активно развиваются формы интегрированного и инклюзивного образования.

Первостепенно важным остается формирование у специалистов социальной мобильности, то есть того личностного качества, приобретаемого в процессе учебной деятельности, которое выражается в способности быстро осваивать новые реалии в различных сферах жизнедеятельности, находить адекватные способы разрешения неожиданных проблем и выполнения нестандартных задач, которые возникают в условиях образовательной интеграции. Требуют развития деятельностных способностей специалистов, позволяющие реализовать компетентностный подход в обучении детей с особенностями развития и успешно действовать в той или иной области специального образования.

Данная учебная программа профессионального развития разработана для учителей-логопедов, работающих с различными категориями детей с ограниченными возможностями здоровья в массовых общеобразовательных учреждениях, реализующих интегрированное/инклюзивное образование. Программа направлена на достижение более высокого уровня квалификации для комплексного обновления профессиональных компетенций в рамках своей педагогической деятельности.

Программа носит профессиональный характер и является базовой в сфере повышения квалификации учителей-логопедов.


II. Цель и задачи курса

Целью курса «Инновационные коррекционно-педагогические технологии логопедической работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста» является совершенствование подготовки логопедов по применению технологий логопедического обследования, профилактики и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного и школьного возраста в свете современных достижений психофизиологии, психологии и коррекционной педагогики.

Задачи курса:

  • актуализировать теоретические и практические знания слушателей в области дисциплин педагогического и психологического циклов и показать возможности реализации этих знаний в рамках практической деятельности;

  • раскрыть сущность и содержание профессиональной компетенции учителей-логопедов в условиях модернизации образования;

  • ознакомить слушателей курсов с новыми технологиями в коррекционном обучении;

  • оптимизировать навыки дифференцированной диагностики речевых нарушений у

  • детей;

  • уточнить методы и приёмы логопедической работы с детьми, имеющими проблемы

  • в речевом развитии;


III. Содержание программы

Программа включает в себя пояснительную записку, психолого-педагогический и предметно-методический блоки, состоящие из логически связанных модулей, учебно-тематического плана, конспектов лекций и практических занятий, списка рекомендуемой литературы, тестовых контрольных заданий.

Модуль 1 «Психолого-педагогические основы профессионально-педагогической деятельности» (8 часов) нацелен на оказание помощи педагогам в развитии мотивации профессиональной деятельности и формировании мотивации учения детей в современной школе.

В модуле 2 «Актуальные проблемы современной логопедии» (10 часов) анализируются проблемы и перспективы развития современной системы специального образования и организации помощи детям и взрослым с различными нарушениями развития.

Модуль 3 «Современные представления о механизмах нарушения речи» (30 часов) призван обновить знания слушателей о структуре речевых нарушений, механизмах вторичных отклонений развития, принципах и методах проведения комплексного обследования детей с нарушениями речи, о дифференциальной диагностике речевых нарушений с учетом индивидуально-личностных и возрастных особенностей.

Модуль 4 «Технологии коррекции организации устной и письменной речи» (24 часа) рассчитан на оптимизацию навыков практической работы логопеда при различных вариантах нарушения речевого развития у детей. Также в разделе рассматриваются особенности организации логопедической работы в ДОУ и школе в свете модернизации образования.

Формы организации учебного процесса: лекции, презентации, практические занятия аудиторные и на базе общеобразовательных учреждений, самостоятельная работа, итоговый интегрированный зачет.

В ходе практических занятий слушатели совершенствуют навыки обследования и диагностики нарушений речевого развития у детей дошкольного и младшего школьного возраста, приемы коррекционной работы при фонетико-фонематическом недоразвитии речи, общем недоразвитии речи.

Для ознакомления с логопедическим опытом предлагаются выезды в общеобразовательные учреждения.

В содержание самостоятельной работы входят изучение специальной литературы, написание проектов. Самостоятельные занятия конкретизируют основные теоретические положения курса, вооружают экспериментально-психологическими методиками, формируют умения и навыки самостоятельного проведения исследования по изучению своеобразия развития детей, формируют умения анализировать и обобщать прочитанную литературу, а также навыки коррекционно-воспитательной работы с данной категорией детей.

Обучение завершается итоговой аттестацией в форме интегрированного зачета, с учетом участия слушателя во всех видах работ:

  1. посещение занятий;

  2. выполнение самостоятельной работы и ее оценка;

  3. оценка участия в совместных дискуссиях, обсуждениях, групповой работе;

  4. оценка за итоговое тестирование.


IV. Планируемые результаты обучения:

Процесс изучения программы направлен на совершенствование следующих компетенций логопедов в соответствии с требованиями ФГОС ОО к кадровым условиям их реализации:

общекультурные компетенции:

  • способность к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности (ОК-1);

  • способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, политические события и тенденции, использовать социологическое знание в профессиональной и общественной деятельности; понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в нем (ОК-2);

  • способностью понимать и анализировать экономические проблемы и общественные процессы (в том числе в сфере образования), быть активным субъектом экономической деятельности (ОК-3);

  • способность к письменной и устной коммуникации на государственном языке; готовность к использованию навыков публичной речи, ведения дискуссии (ОК-4);

общепрофессиональная способность и готовность:

  • способность осознавать социальную значимость своей профессии, обладать мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ (ОП-1);

  • способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ОП-2);

  • способность использовать в своей профессиональной деятельности современные компьютерные, информационные и телекоммуникационные технологии (ОП-3);

в области коррекционно-педагогической деятельности:

  • способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подхода к лицам с ОВЗ (ПК-1);

  • готовность к организации коррекционно-развивающей среды, её методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ (ПК-2);

  • готовность к взаимодействию с общественными организациями, семьями лиц с ограниченными возможностями здоровья, к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-3).

в области диагностико-консультативной деятельности:

  • способность организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК-4);

  • способность к анализу результатов медико-психологического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики (ПК-5);

  • готовность к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности (ПК-6)

  • способность осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности (ПК-7);

  • готовность к оказанию консультативной помощи лицам с ОВЗ, их родственникам и педагогам по проблемам обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения (ПК-8);

В результате изучения содержания курса слушатели должны

знать:

  • нормативно-правовое обеспечение специального (коррекционного) образования и психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;

  • теоретические основы деятельности логопеда;

  • организацию и содержание коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими нарушения речевого развития;

  • дифференцированные методы и приемы комплексного обследования детей раннего, дошкольного и школьного возраста с нарушениями развития, в том числе речевого;

  • современные технологии обучения и воспитания детей с нарушениями речи;

  • принципы выбора методов и приемов коррекционно-воспитательного воздействия на развитие ребенка в зависимости от структуры дефекта;

  • концептуальные основы, структуру и содержание Проекта специального федерального государственного стандарта общего образования;

  • психолого-педагогические основы воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования;

уметь:

  • осуществлять дифференцированное изучение индивидуальных особенностей детей с нарушениями речевого развития;

  • осуществлять отбор содержания коррекционно-педагогической работы с детьми раннего, дошкольного, школьного возраста;

  • составлять индивидуальные коррекционные программы обучения и воспитания детей с различными нарушениями речевого развития;

  • оказывать методическую помощь педагогам при проведении совместной коррекционно-педагогической работы;

  • оказывать консультативную помощь родителям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии.



V. Содержание курса

V.1. Разделы курса и виды занятий

V.1.1. Инвариантные (обязательные) модули

Таблица 1



п/п

Наименование раздела

Лекции

Практич. занятия

Круглый стол,

НПК и др.

Всего часов

Формируемые компетенции (ОК,ПК)

Модуль 1

Психолого-педагогические основы профессионально-педагогической деятельность

1.1

Личность современного педагога и проблемы его профессионального развития







2

2

ОПК-1


1.2

Учебно-педагогическое взаимодействие в личностно-ориентированной модели обучения




2




2

ПК-1

ПК-2

ПК-3

1.3

Психолого-педагогические основы воспитания: факторы влияния и методы воздействия педагога на учащихся




1




1

ПК-1

ПК-2

ПК-3

1.4

Проблемы мотивации учения, обучаемости и успеваемости в современной школе




1




1

ПК-1

ПК-2

ПК-3

1.5

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности и образовательный процесс

2







2

ПК-1

Итого по модулю № 1:

2

4

2

8




Модуль 2

Актуальные проблемы современной логопедии

2.1

Создание государственной системы ранней помощи детям с отклонениями в развитии. Дифференциация, интеграция и инклюзия специального образования







2

к/с

2

ОК-1

ОК-2 ОК-3

ОК-4

ОП-2

ПК-2

ПК-3

ПК-4

2.2

Современные психолого-педагогические технологии профилактики речевых нарушений




2




2

ОП-3

ПК-7

ПК-8

2.3

Современные технологии логопедической коррекции




2




2

ОП-3

ПК-7

2.4

Проблемы социальной адаптации детей с

нарушениями развития







2

к/с

2

ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-4 ОП-2 ПК-3 ПК-8

2.5

Самостоятельная работа




2




2




Итого по модулю № 2:




6

4

10




Модуль 3

Современные представления о механизмах нарушения речи

3.1

Этиология и классификация речевых нарушений у детей




2




2

ПК-5 ПК-6

ПК-7

3.2

Варианты логопедических заключений




2




2

ПК-5

ПК-6

ПК-7

3.3

Технологии логопедического обследования

2







2


ОК-1

ОП-1

ПК-4

ПК-5

ПК-6

3.4

Технологии обследования когнитивных и сенсорных процессов




2





2

ОП-1

ПК-4 ПК-5

3.5

Технологии собственно логопедического обследования




2




2

ОП-1

ПК-4

ПК-5 ПК-6

3.6

Расстройства звукопроизносительной стороны речи

2







2

ОП-1

ПК-4

ПК-5 ПК-6

3.7

Логопедическое обследование детей с ринолалией




2




2

ОП-1

ПК-4

ПК-5 ПК-6

3.8

Логопедическое обследование детей с дизартрией




2




2

ОП-1

ПК-4

ПК-5 ПК-6

3.9

Расстройства темпо-ритмической стороны речи

2

2





4

ОП-1

ПК-4

ПК-5 ПК-6

3.10

Нарушения структурно-семантического оформления речевого высказывания

2

2





4

ОП-1

ПК-4

ПК-5 ПК-6

3.11

Ранняя диагностика и профилактика нарушений письменной речи




2




2

ПК-2

ПК-5

ПК-6

ПК-7

ПК-8




Самостоятельная работа




4




4







Итого по модулю № 3:

8

22




30




Модуль 4

Технологии коррекции организации устной и письменной речи

4.1

Коррекционные технологии при дислалии




2




2

ОП-1

ПК-1

ПК-2

ПК-7

ПК-8

4.2

Коррекционные технологии при дизартрии




2




2

ОП-1

ПК-1

ПК-2

ПК-7

ПК-8

4.3

Коррекционные технологии при ринолалии




2






2

ОП-1

ПК-1

ПК-2

ПК-7

ПК-8

4.4

Коррекционные технологии при алалии




2






2

ОП-1

ПК-1

ПК-2

ПК-7

ПК-8

4.5

Коррекционные технологии при заикании




2






2

ОП-1

ПК-1

ПК-2

ПК-7

ПК-8

4.6

Организация работы логопеда в ДОУ




4






4

ОК-1

ОП-1

ПК-1

ПК-2

ПК-3

4.7

Организация работы логопеда в школьном логопункте




4






4


ОК-1

ОП-1

ПК-1

ПК-2

ПК-3

ПК-4

ПК-6

ПК-8

4.8

Особенности логопедического воздействия при нарушениях интеллектуальной деятельности, сенсорных и двигательных дефектах

2









2

ОП-1

ПК-1

ПК-2

ПК-7

ПК-8

4.9

Самостоятельная работа




4




4




Итого по модулю № 4:

2

22




24




Всего:

12

54

6

72






V.3. Содержание разделов модулей (по лекциям)

Таблица 3


п/п

Тема раздела

Содержание раздела

Формируемые компетенции

Модуль 1

Психолого-педагогические основы профессионально-педагогической деятельность

1.5

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности и образовательный процесс

Смена ценностных ориентиров и нарушение духовного единства общества. Национальное духовное богатство как база для укрепления единства и суверенитета страны. Ключевая роль образования в духовно-нравственной консолидации российского общества. Ценности личности, формируемые в семье, трудовых, армейских и других коллективах. Концепция как методологическая основа разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Основные принципы организации духовно-нравственного воспитания и развития. Программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.

ПК-1

Модуль 3

Современные представления о механизмах нарушения речи

3.3

Технологии логопедического обследования

Этапы логопедического обследования. Ориентировочный этап: сбор анамнеза, установление контакта с ребенком. Дифференцировочный этап: изучение когнитивных процессов, обследование речедвигательной сферы, состояния слуховой функции. Основной этап: обследование всех компонентов языковой системы.


ОК-1

ОП-1

ПК-4

ПК-5

ПК-6

3.6

Расстройства звукопроизноситель-ной стороны речи

Современные представления о дислалии. Классификация дислалий (функциональная и органическая (механическая)). Акустико-фонематическая дислалия, артикуляторно-фонематическая дислалия, артикуляторно-фонетическая дислалия.

Современные представления о ринолалии. Этиология и симптоматика ринолалии. Формы ринолалии: открытая (функциональная и органическая), закрытая (передняя, задняя; функциональная и органическая), смешанная.

Современные представления о дизартрии. Этиология дизартрии. Классификации дизартрий (центральная и периферическая форма дизартрии; бульбарная, псевдобульбарная, экстрапирамидная (подкорковая), мозжечковая, корковая формы дизартрии). Дифференциальная диагностика (дислалия – стертая дизартрия)

ОП-1

ПК-4

ПК-5

ПК-6

3.9

Расстройства темпо-ритмической стороны речи

Нарушения темпа речи: тахилалия и брадилалия. Классификация тахилалии (баттаризм, полтерн). Причины возникновения расстройств темпо-ритмического оформления фразы. Показатели плавности речи. Координация между фонацией, дыханием и артикуляцией как физиологическая основа плавности речи.

Заикание. Определение, этиология, симптоматика, патогенез. Классификация заикания (невротическая, неврозоподобная, смешанная форма). Особенности раннего, в том числе речевого, развития детей с невротической и неврозоподобной формой заикания. Понятие логоневроза. Симптоматика заикания. Разновидности судорог при заикании (судороги артикуляционного, голосового, дыхательного аппарата). Вегетативные и двигательные расстройства у заикающихся. Логофобия; влияние формы заикания на выраженность логофобии. Типы течения заикания. Психологические особенности личности заикающихся.

ПК-4, ПК-5,

ПК-7

3.10

Нарушения структурно-семантического оформления речевого высказывания

Алалия. Современные представления об алалии. Классификации алалии (моторная, сенсорная, смешанная). Причины недоразвития речи при алалии.

Афазия. Этиология, симптоматика и патогенез афазии. Классификации афазии (афферентная моторная, эфферентная моторная, сенсорная, акустико-мнестическая, семантическая, динамическая). Прогноз при различных формах афазии. Дифференциальная

диагностика алалии и афазии у детей.

Определение понятия «общее недоразвитие речи».

Уровни недоразвития речи. Осложненный и неосложненный

вариант общего недоразвития речи. Соотношение классификаций нарушений речи (психолого-педагогическая и клинико-педагогическая).

ПК-4, ПК-5,

ПК-7

Модуль 4

Технологии коррекции организации устной и письменной речи

4.1

Особенности логопедического воздействия при нарушениях интеллектуальной деятельности, сенсорных и двигательных дефектах

Особенности развития речи и логопедической работы при нарушениях слуха, зрения, интеллекта, при ДЦП и с детьми, страдающими ЗПР

ОП-1

ПК-1

ПК-2

ПК-7

ПК-8
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Дополнительной образовательной программы «Инновационные коррекционно-педагогические технологии логопедической работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста» Направление подготовки курсов «логопедия» iconЗдоровьесберегающие технологии в профилактике и коррекции отдельных недостатков физического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста

Дополнительной образовательной программы «Инновационные коррекционно-педагогические технологии логопедической работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста» Направление подготовки курсов «логопедия» iconИспользование элементов артпедагогических технологий в вокальной работе с детьми младшего школьного возраста

Дополнительной образовательной программы «Инновационные коррекционно-педагогические технологии логопедической работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста» Направление подготовки курсов «логопедия» iconИсследование физического развития детей младшего школьного возраста проводилось с использованием комплексной оценки
В исследованиях приняли участие 1342 учащихся детей младшего школьного возраста школ Администрации Сургутского района

Дополнительной образовательной программы «Инновационные коррекционно-педагогические технологии логопедической работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста» Направление подготовки курсов «логопедия» iconУчебной дисциплины «Бизнес-планирование» дополнительной профессиональной образовательной программы для получения дополнительной квалификации «Мастер делового администрирования Master of Business Administration (mba)»

Дополнительной образовательной программы «Инновационные коррекционно-педагогические технологии логопедической работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста» Направление подготовки курсов «логопедия» iconИнформационные компьютерные технологии как эффективное средство в образовательном процессе детей старшего дошкольного возраста

Дополнительной образовательной программы «Инновационные коррекционно-педагогические технологии логопедической работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста» Направление подготовки курсов «логопедия» iconНаправление подготовки (специальность): 090301 Компьютерная безопасность
Изучение дисциплины базируется на знаниях, умениях и навыках, сформированных в результате освоения студентами школьной образовательной...

Дополнительной образовательной программы «Инновационные коррекционно-педагогические технологии логопедической работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста» Направление подготовки курсов «логопедия» icon4. требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки
Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки экономиста по специальности 060700

Дополнительной образовательной программы «Инновационные коррекционно-педагогические технологии логопедической работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста» Направление подготовки курсов «логопедия» iconУчебный план образовательной программы профессиональной переподготовки в рамках Программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации программа «Инновационный менеджмент» тип В

Дополнительной образовательной программы «Инновационные коррекционно-педагогические технологии логопедической работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста» Направление подготовки курсов «логопедия» iconИнновационные технологии возобновляемой энергетики

Дополнительной образовательной программы «Инновационные коррекционно-педагогические технологии логопедической работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста» Направление подготовки курсов «логопедия» iconРазвитие артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста



База данных защищена авторским правом © 2016
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
поиск