Конспект открытого урока по теме: «Строение и обзор мышц человека» проведённого в рамках конкурса «Педагог года 2007» icon

Конспект открытого урока по теме: «Строение и обзор мышц человека» проведённого в рамках конкурса «Педагог года 2007»





Скачать 79.68 Kb.
НазваниеКонспект открытого урока по теме: «Строение и обзор мышц человека» проведённого в рамках конкурса «Педагог года 2007»
Дата конвертации20.04.2013
Размер79.68 Kb.
ТипУрок
Муниципальное Общеобразовательное Учреждение

Средняя Общеобразовательная Школа № 20


Конспект открытого урока по теме: «Строение и обзор мышц человека» проведённого в рамках конкурса

«Педагог года – 2007»


Учитель: Шкаликова И.П.


г.о. Орехово-Зуево

2007 – 2008 учебный год


Тема урока: «Строение мышц. Обзор мышц человека».


Тип урок: Комбинированный.


Цели:


а) образовательные

1. повторить материал о типах мышечной ткани;

2. познакомить учащихся с особенностями строения скелетных мышц, классификацией мускулатуры, местоположением мышц и их функциями;


б) развивающие

1.продолжить формирование умений работать с микроскопом;

2.научить учащихся распознавать ткани;

3. развивать у учащихся логическое и аналитическое мышление;

4.продолжить формирование навыков совместной работы;


в) воспитательные

1. развивать у ребят познавательный интерес к предмету;


Методы обучения: словесные, наглядные, практические, проблемно – поисковые.


Оборудование: таблицы «Скелет человека», «Строение мышцы , «Скелетные мышцы», кости скелета человека, опорные листы, световые микроскопы, микропрепараты тканей, ТСО.



Структура урока


Методы и средства обучения

I. Организационный момент урока

Объяснение целей и задач урока, настрой детей на мотивационную и плодотворную деятельность.






II. Проверка знаний учащихся


Вопрос: Какие типы соединения костей скелета вам известны?


Учащиеся проверяют домашнее задание друг у друга, оценивают его.

1вариант

Каково строение скелета верхних конечностей?

2вариант

Каково строение скелета нижних конечностей?


2 ученика с 1варианта и 2 варианта

отвечают у доски (с использованием таблиц и костей скелета)





Индивидуальный опрос

(с использованием таблицы у доски)


Работа в парах


Учитель проверяет объективность выставления оценок учащимися с последующим анализом



III. Изучение нового материала


1. Особенности строения мышц

Название «мышца» произошло от латинского слова «мускулюс», что в переводе значит « мышь». Связано это с тем, что анатомы, наблюдая сокращения скелетных мышц, заметили, что они как бы бегают под кожей, словно мыши. Отсюда и произошло это название.

Для осуществления различных движений в организме человека имеются 3 вида мышечной ткани.


Вопрос: Какие виды мышечной ткани вы знаете?

Вопрос: Какие органы образованы этими тканями?

Скелетные мышцы состоят из поперечнополосатых мышечных волокон. Толщина мышечных волокон у разных людей неодинакова. У тех, кто занимается спортом, мышечные волокна развиты хорошо, масса их велика, а значит и сила сокращения большая. У людей далёких от спорта мышечные волокна тонкие, масса их небольшая, сила сокращения уменьшается. Эти мышечные волокна собраны в пучки.

Мышечные пучки содержат сократительные нити, состоящие их 2 разных белков (актина и миозина), и поэтому они кажутся поперечно исчерченными. Каждый мышечный пучок покрыт соединительнотканной оболочкой. А вся скелетная мышца в целом имеет общую оболочку. Называется она – фасция. Она также образована соединительной тканью. К каждой мышце подходят нервы и кровеносные сосуды.

В строении многих скелетных мышц различают брюшко и сухожилия. Брюшко состоит из множества мышечных пучков, которые объединены общей оболочкой – фасцией.

Сухожилия прикрепляют мышцы к костям скелета. Сухожилия состоят из плотной соединительной ткани. Они тесно срастаются с надкостницей.


Вопрос: Как вы думаете, зачем мышцам нервы?

Вопрос: А зачем мышцам кровеносные сосуды?


Скелетные мышцы могут укорачиваться, т.е. сокращаться. Сокращение мышц происходит при помощи белковых нитей, которые содержатся в мышечных волокнах. Волокна поперечно-полосатой мышечной ткани в определённых участках переплетаются. Благодаря этой особенности поперечно – полосатая скелетная и поперечно – полосатая сердечные мышцы способны быстро сокращаться. Волокна гладкой мышечной ткани такой особенностью не обладают, поэтому сокращение волокон этой ткани происходит медленно.




Рассказ учителя с элементами беседы и с использованием таблицы на доске


2. Классификация мышц

Сейчас мы познакомимся с классификацией мышц. Для этого у вас на партах есть опорные листы. Возьмите их. Вы будете заполнять их самостоятельно по ходу моего объяснения. В конце урока вы вкладываете их в тетрадь, и они помогут вам при подготовке домашнего задания.

Существует несколько классификаций мышц.

1 классификация – мышцы отличаются друг от друга по размерам. Их называют длинные, короткие, широкие. К длинным относятся мышцы конечностей. К коротким - мышцы головы. К широким - мышцы туловища.

2 классификация – мышцы отличаются друг от друга по форме. Их называют круговые, лентовидные, веретенообразные. К круговым относятся мышцы рта и глаза. К лентовидным можно отнести мышцы туловища. К веретенообразным относятся мышцы конечностей.

3 классификация – мышцы отличаются друг от друга по расположению. Их называют мышцы головы, мышцы туловища, мышцы конечностей.

А примеры этих мышц вы приведёте, и запишите самостоятельно, после просмотра короткого видеофрагмента.


Вопрос: Какие мышцы вы записали в качестве примеров?




Учащиеся по ходу объяснения учителя заполняют опорный лист


Просмотр видеофрагмента «Мышцы и движение»


3. Общий обзор мышц человека


А сейчас мы познакомимся с общим обзором мышц человеческого тела. Мышц у человека много. Все вы их не запомните, но основные группы мышц вы должны знать и уметь показывать по таблице.


Круговая мышца глаза – она открывает и закрывает глаз;

Круговая мышца рта – открывает и закрывает глаз, выпячивает губы вперёд; Жевательные мышцы – осуществляют жевательные движения;

Мышцы шеи – при сокращении этих мышц голова совершает наклоны;

Большая грудная мышца – сгибает руку в локте;

Дельтовидная мышца – отводит руку в сторону;

Двуглавая мышца плеча – сгибает предплечье;

Трёхглавая мышца плеча – разгибает предплечье;

Мышцы сгибатели кисти и пальцев;

Мышцы брюшного пресса – участвуют в дыхании, наклонах туловища;

Зубчатая мышца – участвуют в дыхании, при вдохе поднимает рёбра;

Косые мышцы живота – помогают мышцам брюшного пресса поворачивать туловище в разные стороны;

Четырёхглавая мышца бедра – сгибает ногу в тазобедренном суставе и разгибает в коленном;

Двуглавая мышца бедра – разгибает ногу в тазобедренном суставе, сгибает в коленном;

Трапециевидная мышца спины – оттягивает лопатку к позвоночнику;

Широчайшая мышца спины – опускает плечо вниз, отводит руки за спину;

Ягодичные мышцы – отводят бедро назад;

Икроножная мышца – поддерживает тело в вертикальном положении, участвует в ходьбе, беге, прыжках.


Рассказ учителя с использованием таблицы «Скелетные мыщцы»


4. Особенности роста мышц


Сообщение ученика

5.Самостоятельная работа

Ребята должны рассмотреть в учебнике, рисунок № 36 «Мыщцы туловища и конечностей», самостоятельно прочитать подписи, сравнить его с изображением мышц на таблице.


Самостоятельная работа учащихся с рисунком 36 учебника

IV. Закрепление знаний


К доске вызываются учащиеся. Они показывают скелетные мышцы по таблице.


Проблемный вопрос: Как вы думаете, какая мышца в теле человека самая сильная?

.

Ответ: Одной из самых сильных мышц является – икроножная мышца. Каждый здоровый человек может « встать на цыпочки», удерживая при этом не только массу своего тела, но и дополнительный груз. Икроножная мышца может поднимать груз до 13О кг.




Индивидуальный опрос

( с использованием таблицы)


Выслушиваются мнения учащихся

V Отработка практических умений и навыков


Цель:

познакомиться со строением мышечной ткани человека.

Оборудование:

микроскоп, микропрепараты.


Ход работы:

1.Рассмотрите микропрепарат поперечнополосатой мышечной ткани. Обратите внимание на форму клеток.

2.Рассмотрите микропрепарат гладкой мышечной ткани. Обратите внимание на форму клеток и количество ядер.

3.Сравните их.


Ответьте на вопросы:

Чем отличается гладкая мышечная ткань от поперечнополосатой мышечной ткани?

Какая из этих тканей, по вашему мнению, выполняет большую работу?





Лабораторная работа № 2

«Особенности строения мышечной ткани»


Подведение итогов работы, выводы

VI Задание на дом

Параграф 13,знать классификацию, строение, названия мышц. Уметь их показывать по таблице.





Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Конспект открытого урока по теме: «Строение и обзор мышц человека» проведённого в рамках конкурса «Педагог года 2007» iconКонспект открытого урока, проведенного в рамках «Фестиваля педагогического мастерства»

Конспект открытого урока по теме: «Строение и обзор мышц человека» проведённого в рамках конкурса «Педагог года 2007» iconКонспект открытого урока по теме: «Строение газообразных, жидких и твёрдых тел»

Конспект открытого урока по теме: «Строение и обзор мышц человека» проведённого в рамках конкурса «Педагог года 2007» iconКонспект урока на конкурс «Учитель года-2013» урок по теме «Строение атомов» (8 кл.)

Конспект открытого урока по теме: «Строение и обзор мышц человека» проведённого в рамках конкурса «Педагог года 2007» iconконспект открытого урока физики в 11 классе по теме “

Конспект открытого урока по теме: «Строение и обзор мышц человека» проведённого в рамках конкурса «Педагог года 2007» iconКонспект открытого интегрированного урока по химии и биологии в 8 классе Тема: Скелет человека

Конспект открытого урока по теме: «Строение и обзор мышц человека» проведённого в рамках конкурса «Педагог года 2007» iconКонспект урока "Наш мир" по теме "Как устроен организм человека"
...

Конспект открытого урока по теме: «Строение и обзор мышц человека» проведённого в рамках конкурса «Педагог года 2007» iconКонспект урока «Строение атома. Опыты резерфорда». Подготовил и провёл учитель физики Козырев Василий Александрович 2007-2008 учебный год

Конспект открытого урока по теме: «Строение и обзор мышц человека» проведённого в рамках конкурса «Педагог года 2007» iconКонспект урока №1 в теме: «Скелет. Строение, состав и соединения костей» Работу

Конспект открытого урока по теме: «Строение и обзор мышц человека» проведённого в рамках конкурса «Педагог года 2007» iconКонспект урока на тему: Мышцы. Работа мышц. Конспект разработан к учебнику

Конспект открытого урока по теме: «Строение и обзор мышц человека» проведённого в рамках конкурса «Педагог года 2007» iconКонспект открытого урока



База данных защищена авторским правом © 2016
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
поиск