Задачи урока: Образовательные Познакомить учащихся с историей изучения вопроса о происхождении человека. Определить место человека в системе животного мира icon

Задачи урока: Образовательные Познакомить учащихся с историей изучения вопроса о происхождении человека. Определить место человека в системе животного мира





Скачать 209.17 Kb.
НазваниеЗадачи урока: Образовательные Познакомить учащихся с историей изучения вопроса о происхождении человека. Определить место человека в системе животного мира
Дата конвертации17.04.2013
Размер209.17 Kb.
ТипУрок
Урок в 11 классе по теме "Положение человека в системе животного мира. "

Цели урока: Сформировать знания о происхождении и эволюции человека в результате развития животного мира на Земле

.

Задачи урока:

Образовательные

  • Познакомить учащихся с историей изучения вопроса о происхождении человека.

  • Определить место человека в системе животного мира.

  • Рассмотреть доказательства происхождения человека от животных.

  • Выявить сходство и различие между человеком и человекообразными обезьянами. Формировать у старшеклассников умение сравнивать человека с другими млекопитающими и делать выводы на основании этого сравнения.

  • Создать условия для осознанного применения знаний.

Воспитательные

  • Продолжить формирование убеждения в познаваемости мира и убежденности в том, что все природные явления имеют причинно-следственные связи.

  • Воспитывать уважительное отношение к человеку как уникальному созданию природы.

  • Воспитывать культуру общения, чувство ответственности за результаты своего труда, чувство коллективизма, сопереживания; совершенствовать навыки групповой работы.

Развивающие

  • Продолжить формирование умения классифицировать и обобщать изучаемые факты и понятия

  • Формировать умения работы с учебной литературой

  • Усовершенствовать навыки работы с тестовыми заданиями,

  • Создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу ,

  • Помочь учащимся осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений


Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Технология обучения: групповая работа с элементами критического мышления

Оборудование: таблицы, дидактические материалы, сообщения учащихся,


Ключевые понятия: антропология, homo sapiens, рудименты, атавизмы


ХОД УРОКА

I. Оргмомент (1 мин) Озвучивается тема урока; нацеливание на серьезную работу; разделение на микрогруппы, правила работы по оценочному листу.


II. Мотивационно-ориентационный этап (4 мин)

ЧЕЛОВЕК, КАК ЗВЕЗДА РОЖДАЕТСЯ

СРЕДЬ НЕЯСНОЙ ТУМАННОЙ МЛЕЧНОСТИ,

В БЕСКОНЕЧНОСТИ НАЧИНАЕТСЯ

И КОНЧАЕТСЯ В БЕСКОНЕЧНОСТИ….

ПОКОЛЕНЬЯМИ СОЗИДАЕТСЯ

ВЕК ЗА ВЕКОМ ЗЕМЛЯ НЕТЛЕННАЯ.

ЧЕЛОВЕК, КАК ЗВЕЗДА, РОЖДАЕТСЯ,

ЧТОБ СВЕТЛЕЕ СТАЛА ВСЕЛЕННАЯ!


Учитель: “Нет предела человеческому разуму, и мир может стать в ближайшие годы или десятилетия свидетелем новых замечательных открытий”, естественным будет вопрос: как же возник вид, обладающий таким разумом?

На это вопрос мы попытаемся ответить на протяжении нескольких уроков. Будем спорить, предполагать, опровергать, выдвигать предположения и т.д.


Учитель: подумайте, пожалуйста, каковы задачи сегодняшнего урока? Учащиеся, высказывая предположения, что изучает данная тема, приходят к выводам.

Составление схемы «Паук» с ключевым словом человек. (на доске что бы вы хотели узнать при изучении сегодняшней темы)


III. Изучение нового материала (27 мин)

1 этап -Развитие представлений о происхождении человека (8 мин )

Учитель: Вопрос о происхождении человека - очень интересный и одновременно весьма сложный; можно сказать, что это глобальная проблема человечества.

споры о происхождении человека не прекращаются на протяжении столетий. Это одна из самых интригующих глав эволюции жизни на Земле. Изучением этой проблемы занимается Антропология, её основоположниками в России были А.П.Богданов и Д.Н.Анучин. А вообще в современном цивилизованном обществе мысль о естественном происхождении человека широко распространилась чуть больше ста лет назад, после выхода в свет замечательной работы Ч.Дарвина “Происхождение человека и половой отбор”.

Основной задачей антропологии является изучение процесса перехода от биологических закономерностей, которым подчинялось существование животного предка человека, к закономерностям социальным.


Какой же вклад внесли ученые различных исторических эпох в развитие представлений о происхождении человека?


Сообщение учащихся «Развитие представлений о происхождении человека»

(См приложение)

Задание: а теперь на своих оценочных листах выполните задание №1 соотнесите имя ученого и его вклад в развитие представлений о происхождении человека.

1 Впервые выдвинул идею, что человек – «родственник животных», выявил различия между человеком и животными - Аристотель

2. Поместил человека наряду с высшими и низшими обезьянами в один отряд – приматы – К Линней

3. Описывал происхождение человека: исходный предок человека «четверорукое» существо, которое спустилось на Землю и постепенно стремясь к совершенству превратилось в двурукое существо, способное к прямохождению - Ж.Б. Ламарк

4. Доказал на фактах близкое родство человека с антропоидами, указав на роль социальных факторов – Ч.Дарвин

5. Писал «Труд создал самого человека» - Ф Энгельс


2 этап Систематическое положение человека (8 минут)

Учитель: Жаркие споры о происхождении человека не утихают столетия, даже сейчас иногда возникают спорные ситуации как же произошел человек на земле?

Сообщение учащегося «Обезьяний суд» (См приложение)

Учитель: Мы рассматриваем эволюционную точку зрения на происхождение человека и первый наш урок в этой теме направлен на знакомство с историей вопроса, а главным образом с доказательствами животного происхождения человека.


Учитель: Тщательно, насколько позволяет наличие научного материала, изучая онтогенез флоры и фауны Земли, ученые пришли к выводу, что человек является венцом творения природы. Какое же положение он занимает среди огромного её разнообразия? Человек - один из 3 млн. известных сейчас биологических видов на Земле. Давайте определим его систематическое положение.

Задание - найдите соответствие между систематическими категориями и их определениями (задание №2),один учащийся выполняет задание на доске


СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

ИМПЕРИЯ Клеточные

НАДЦАРСТВО Ядерные

ЦАРСТВО Животные

ПОДЦАРСТВО Многоклеточные

ТИП Хордовые

ПОДТИП Позвоночные или черепные

КЛАСС Млекопитающие

ПОДКЛАСС Плацентарные

ОТРЯД Приматы

ПОДОТРЯД Человекообразные обезьяны

СЕМЕЙСТВО Люди

РОД Человек

ВИД Человек разумный

ПОДВИД человек разумный разумный


3 этап Признаки сходства и различия человека и животных (6 мин )

Учитель: Именно такое положение занимает человек в системе животного мира. И это не случайно, так как особенности строения тела человека указывают на его тесную связь с животными. Рассмотрим некоторые из этих особенностей.

Задание: Работая в группах, (задание №3) решите, на чем основано выделение этих групп доказательств животного происхождения человека? По окончании работы от каждой группы один учащийся озвучивает, признаки своей группы, по окончании работы результаты проверяются и оцениваются. 1 группа – империя, надцарство, царство, подцарство. 2 группа – тип, подтип, класс 3 группа – отряд, подотряд. 4 гуппа определяет отличия человека от животных (признаки семейства, рода и вида)


Империя клеточные – тело имеет клеточное строение

Надцарство ядерные – клетки содержат ядра

Царство животные – гетеротрофный тип питания, способность к передвижению,

Клетки не имеют пластид и хлорофилла, ограниченный пропорциональный рост

Подцарство многоклеточные – трехслойные (три слоя клеток - эктодерма, мезодерма, энтодерма)

Тип хордовые - в эмбриогенезе формируется хорда, нервная трубка на спинной стороне, замкнутая кровеносная система, двусторонняя симметрия тела

Подтип позвоночные (черепные) – наличие черепа и позвоночника, пять отделов головного мозга, сердце на спинной стороне тела, скелет свободных парных конечностей

Класс млекопитающие- живорождение, вскармливание потомства молоком, пять отделов позвоночника, наличие млечных, сальных и потовых желез, диафрагма, четырехкамерное сердце,. постоянная температура тела, волосяной покров

Подкласс плацентарные - вынашивание плода в теле матери, питание плода через плаценту

Отряд приматы - большой палец противопоставлен остальным пальцам руки (рука хватательного типа), ногти, глаза располагаются в одной плоскости , замена молочных зубов на постоянные, хорошо развитые ключицы, замена молочных зубов на постоянные в процессе онтогенеза

Подотряд человекообразные обезьяны – развитие лобных долей головного мозга, большое количество извилины коры больших полушарий, наличие аппендикса, исчезновение хвостового отдела позвоночника, мимическая мускулатура, сходные заболевания, сходные резус-факторы, беременность 9 месяцев,4 группы крови сходные реакции белкового обмена, диплоидный набор хромосом, сходные заболевания;


Учитель: Все это, вместе взятое, указывает на несомненное родство человека и животных. Разумеется, - и это очевидно - между человеком и животными есть и принципиальные различия. Вопрос - какие вы можете назвать различия между человеком и животными?



Отличия человека от животных

Семейство люди –

Род человек –

Вид человек разумный


Специфические особенности человека:

Прямохождение.

Вертикальное положение тела

Плоская грудная клетка

Развитая мускулатура нижних конечностей.

Сводчатоя стопа с сильно развитым большим пальцем

Подвижная кисть руки

S-образный позвоночник с 4 изгибами.

Объемность мозга и сложное поведение, способность к мышлению, членораздельной речи.

Бинокулярное зрение.

Ограниченная плодовитость.

Мозг человека в 2-2,5 раза больше мозга обезьян.

Мозговая часть черепа преобладает над лицевой, челюсти слабые, клыки маленькие, на нижней челюсти имеется подбородочный выступ

Площадь коры больших полушарий примерно 1250 см.2, объём головного мозга-1400-1800 см.3.

Человеку присуще сознание и образное мышление, с чем связана деятельность (живопись, литература, наука).

Общение. Речь.


4 этап Атавизмы и рудименты (5 мин) Учитель: И, конечно же, важнейшими доказательствами родства человека и животных являются, рудименты и атавизмы вспомните, пожалуйста, определение атавизмов и рудиментов.


АТАВИЗМЫ. Иногда рождаются люди с явными признаками, характерными для животных. Так, изредка наблюдаются - хвост (В 1848 году в Германии родился мальчик, имевший хвост длиной 10 сантиметров. Хвост этот шевелился, когда мальчик плакал, кричал, сердился.), сильно развитые плавательные перепонки.

и волосатых людей, остроконечные уши, добавочное количество сосковПоявление признаков, свойственных нашим далеким предкам, называется атавизмом.


РУДИМЕНТЫ. Рудименты это органы, которые когда-то активно функционировали у наших предков, а сейчас утратили свое значение, хотя и сохранились - полностью или частично. К рудиментам относятся хвостовые позвонки, хвостовые и ушные мышцы, грубый и густой волосяной покров на теле, шейные ребра , третье веко, аппендикс

Задание №4 распределите признаки на две группы атавизмы и рудименты


Учитель: Обобщая сказанное, какой можно сделать вывод?


Вывод: Общность плана строения, сходство зародышевого развития, рудименты, атавизмы – бесспорные доказательства происхождения человека от животных.


IV. Закрепление материала (5 мин)


Работа в группах в поисках ответа на вопросы:

Почему человека не выделяют в особое царство?

Почему шимпанзе называют «лабораторным двойником» человека?

Почему современные человекообразные обезьяны не могут стать людьми?

Почему прямохождение нельзя назвать единственной предпосылкой превращения животного в человека?

Какие существенные отличия можно выделить у человека по сравнению с высокоорганизованными животными: гоминидами, дельфинами, слонами?

В чем принципиальное отличия человека от животных, в том числе от высших человекообразных обезьян?


VI. Подведение итогов урока. (3 мин)

Возвращение к схеме «Паук», чего достигли и чего не достигли. Выставление оценок.

VII. Домашнее задание (30 сек) параграф 70, каждая группа дописывает в своей тетради признаки тех систематических групп, которые не записаны в их тетради, выполнение презентации предшественники человека


VIII. Рефлексия: (30 сек)

С каким животным ассоциируется ваша деятельность на уроке?

Примеры: стадо слонов, спящий песец, беззаботные обезьяны, мудрая сова, трусливый заяц


Учитель :Случайно так получилось или нет, нерусское слова Homo – Человек можно прочитать как Чело Века.

Мы – люди – единственные, кто обладает способностью предвидеть, просчитывать будущее. Вдумайтесь – кто волей случая назван ЧЕЛОМ ВЕКА!

Вдумайтесь в эти факты: где-то в Заире бродят последние на воле 150 карликовых шимпанзе. Где-то на границе Уганды и Руанды осталось в живых всего 300 горилл. В лесах Бразилии вымирают игрунки. Кто их спасёт?

Вымирают и другие животные. Но, глядя на них, человек испытывает не только любопытство и жалость, как ко всем зависящим от нас существам, но и какое-то чувство вины. Ведь они ближайшие наши родственники по эволюционному древу, живой привет нам из наших истоков. Кто спасёт их? Мы - люди. Нам должно до них быть дело. Иначе мы не сможем ощущать себя людьми.


Приложение

История вопроса: развитие представлений о происхождении человека.


Изучением этой проблемы занимается Антропология, её основоположниками в России были А.П.Богданов и Д.Н.Анучин. А вообще в современном цивилизованном обществе мысль о естественном происхождении человека широко распространилась чуть больше ста лет назад, после выхода в свет замечательной работы Ч.Дарвина “Происхождение человека и половой отбор”.

Итак, вопросами, связанными с происхождением и эволюционным развитием человека, занимается наука антропология (от греч. "антропос" - "человек" и "логос" - "учение"). Толчком к возникновению этой науки послужила теория Ч.Дарвина о происхождении человека от животных. Справедливости ради надо сказать, что Дарвин был далеко не первым, кто высказал подобное предположение. Идея эволюционного происхождения человека от животных зародилась еще в античности. Оспорить факт божественного сотворения людей рискнул, например, Анаксимандр из Милета (610-547 г.г. до н.э.). Он считал, что изначально Земля сплошь была покрыта жидким илом. Из него возникли животные и люди, похожие на рыб. Как только образовалась суша, люди покинули ил, и сходство с рыбами исчезло.

Аристотель не только причислил человека к животным, но и отметил, что одни животные более близки человеку, другие - менее. Подобные идеи поддерживали Демокрит и Эмпедокл.

Новая вспышка интереса к человеку возникла в эпоху Возрождения. Вопросами сходства человека и человекообразных обезьян в начале 16 века занимался Николай Тульп, положивший основу сравнительной анатомии.

В 18 веке естествоиспытатель и систематик живой природы Карл Линней, классифицируя животных, объединил в одну группу человека и человекообразных обезьян. Но и он не сомневался в божественном происхождении всего живого и его неизменности со времен создания. Карл Линней в XVIII. веке Впервые отвел человеку место в отряде приматов класса млекопитающих и дал ему видовое название Ноmo sapiens (Человек разумный). Тем самым К.Линней сделал важный шаг для решения вопроса о происхождении человека

Жан-Батист Ламарк в 1809 году в книге “Философия зоологии” описывал происхождение человека: исходный предок “четверорукое” высокоразвитое существо, которое спустилось на Землю и постепенно превратилось в двурукое существо, способное к прямохождению. Эволюция человека шла подобно тому, как развивалась нервная система у хордовых. Эта идея не была им обоснована.

Сторонниками эволюционного развития видов были знаменитые русские ученые: М.В.Ломоносов, видевший в окаменелостях доказательство того, что ранее Землю населяли иные животные, предки современных видов; А.Каверзнев, отвергавший божественное происхождение всего живого и утверждавший, что все виды произошли друг от друга. К.Рулье - основатель единственной додарвиновской эволюционной школы - подчеркивал родство человека с животными.

Большой вклад в развитие учения об эволюционном происхождении видов внесли французские естествоиспытатели Ж.Бюффон, Ж.Б.Ламарк и Э.Ж.Сент-Илер. Но настоящий прорыв в этом направлении связан с именем Ч.Дарвина.

В 1871 году Дарвин опубликовал сенсационный труд "Происхождение человека". Основной постулат этой книги заключался в том, что человек не занимает особого положения в природе, представляя высшее звено в цепи развития всего живого. Дарвин доказал, что человек и современные человекообразные обезьяны имеют общих вымерших предков. Дарвин попытался объяснить, как происходило превращение древней обезьяны в человека. Ученый особо подчеркнул важность перехода к хождению на двух ногах, считая, что прямохождение позволило древнему человеку освободить руки и создать орудия труда. XIX век Ч.Дарвин и его последователями (Э.Геккелем, Т.Гексли, Э.Дюбуа.). Биологическую теорию эволюции человека разработал Ч.Дарвин в книгах “Происхождение человека и половой отбор” - доказал на фактах близкое родство человека с антропоидами, указав на роль социальных факторов.


(1871); “О выражении эмоций у человека и животных” (1872). Дарвин в своих работах приходит к выводу, что человек — неотъемлемая часть живой природы и что его возникновение не исключение из общих закономерностей развития органического мира.

Таким образом, благодаря работам Ч.Дарвина родилась обезьянья (симиальная) теория антропогенеза, согласно которой, человек произошел от “нижестоящей животной формы в результате действия движущих сил эволюции”. Дарвин высказывал не просто предположения, а приводил доказательства из области сравнительной морфологии, эмбриологии. Позднее Э.Геккель и Э.Дюбуа привели данные палеонтологии.

Фридрих Энгельс Социальная сторона антропогенеза была рассмотрена в работе “Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека” (1896) - писал: “Труд создал самого человека”.


Споры сегодня


1925 год. Штат Теннеси, США Проходил судебный процесс, названный “Обезьяньим” , так его окрестила Под таким названием он и вошел в историю Соединенных Штатов. Учителя естествознания Джонса Скоупс, обвинили в богохульстве (он рассказывал учащимся о происхождении человека путем естественного отбора, согласно теории Ч.Дарвина, и отрицал божественное появление человека на Земле), его приговорили к денежному штрафу, и « запретили рассказывать школьникам об учении Дарвина!!! Запрещаем преподавание эволюционного учения в школах штата Теннеси!!!» - это восклицание принадлежит никому иному, как юристу Дженнингсу Брайану, бывшему министру иностранных дел США.Вслед за этими словами прозвучал приговор присяжных… Присяжные Признаем Скоупса Джонса виновным в богохульстве и приговариваем его к денежному штрафу. Запретили преподавание эволюционного учения не только в штате Теннеси но и других штатах, запрет действует 38 лет(!) до 1963 года, а в штате Арканзас до 1968 года.

Впрочем, и сейчас, во многих школах США, например, в штате Миссури, не признавшем решение Верховного суда, разрешающего преподавание дарвинизма в школах, говорят о 6 днях творения и создания человека по образу и подобию божьему.

А в марте 1981 года состоялся еще один “обезьяний” процесс в городе Сакраменто, штат Калифорния. Судили учительницу Сюзан Эсперсон. И суд вынес “Соломоново” решение: изучать в школах теорию Дарвина наряду с библейской версией. Правда, молодую учительницу оправдали.

И если сегодня почитать дискуссии в Интернете, то многие авторы указывают на то, что, кажется, у нас тоже наступает эпоха обезьяньих процессов. Школьница Мария Шрайбер подала в суд в Петербурге. Она утверждает, что теория Дарвина о происхождении видов оскорбляет ее религиозные чувства. Последнее заседание суда по данному иску состоялось 21 февраля, иск был отклонен.


Чтоб понять человека создание

Надо б нам обобщить наши знания,

Чем похож ты на млекопитающего?

В дикой чаще лесов обитающего?

Назовём главный признак мы типа

Породнившего с птицей и рыбой,

И лягушкою остромордой

Этот признак – наличие хорды.


Коль зародыш через плаценту питается

Подкласс плацентарный называется


Наши братья по классу навечно

Обрели себе железы млечные

И ещё черту вспомнить осмелюсь я

На три ряда у нас зубы делятся

И зародыш внутри развивается

Со средой всякой он не считается

Вот по этим чертам впечатляющим

Мы относимся к классу млекопитающих


Назовём главный признак мы типа

Породнившего с птицей и рыбой,

И лягушкою остромордой

Этот признак – наличие хорды.

Сердце на брюшной стороне теперь бьётся

И в процессе развития из хорды позвоночник теперь создаётся

Вот по этим чертам скажем точно

Нас относят в подтип позвоночных

Чтоб понять человека создание

Надо б нам обобщить наши знания,

Чем похож ты на млекопитающего?

В дикой чаще лесов обитающего?


Рабочий лист по теме «Положение человека в системе животного мира»

Задание №1 найдите соответствие

1 Впервые выдвинул идею, что человек – «родственник животных», выявил различия между человеком и животными

2. Поместил человека наряду с высшими и низшими обезьянами в один отряд – приматы

3. Описывал происхождение человека: исходный предок человека «четверорукое» существо, которое спустилось на Землю и постепенно стремясь к совершенству превратилось в двурукое существо, способное к прямохождению

4. Доказал на фактах близкое родство человека с антропоидами, указав на роль социальных факторов

5. Писал «Труд создал самого человека»

А Жан Батист Ламарк

Б Чарльз Дарвин

В Карл Линней

Г Аристотель

Д Фридрих Энгельс

Задание №2

Найдите соответствие между систематическими категориями и их определениями, расположите их в порядке понижения организации

КЛАСС; ИМПЕРИЯ; РОД;

НАДЦАРСТВО; СЕМЕЙСТВО;

ЦАРСТВО; ПОДВИД; ТИП;

ПОДЦАРСТВО; ПОДТИП;

ПОДКЛАСС ;ОТРЯД ;

ПОДОТРЯД ;ВИД


Ядерные; Клеточные; Позвоночные или черепные; Животные; Человек;

Приматы; Люди; Плацентарные; Млекопитающие; Многоклеточные; Хордовые; Человекообразные; Человек разумный разумный; Обезьяны; Человек разумный.

Задание №3 Из списка выберите признаки каждой систематической категории, соответствующие вашей группе

1 гр - империя, надцарство, царство, подцарство.

2 группа – тип, подтип, класс

3 группа – отряд, подотряд.

4 гуппа определяет отличия человека от животных (признаки семейства, рода и вида)

  1. мозговая часть черепа преобладает над лицевой,

  2. вынашивание плода в теле матери,

  3. трехслойные (три слоя клеток - эктодерма, мезодерма, энтодерма),

  4. замкнутая кровеносная система,

  5. волосяной покров,

  6. клетки не имеют пластид и хлорофилла,

  7. бинокулярное зрение,

  8. ограниченная плодовитость,

  9. способность к передвижению,

  10. вскармливание потомства молоком

  11. питание плода через плаценту,

  12. тело имеет клеточное строение,

  13. пять отделов головного мозга,

  14. клетки содержат ядра,

  15. в эмбриогенезе формируется хорда,

  16. нервная трубка на спинной стороне,

  17. двусторонняя симметрия тела

  18. гетеротрофный тип питания,

  19. исчезновение хвостового отдела позвоночника,

  20. наличие млечных, сальных и потовых желез,

  21. ограниченный пропорциональный рост,

  22. сходные заболевания;

  23. наличие черепа и позвоночника,

  24. сердце на спинной стороне тела,

  25. вертикальное положение тела,

  26. скелет свободных парных конечностей

  27. S-образный позвоночник с 4 изгибами,

  28. мимическая мускулатура,

  29. сходные заболевания,

  30. сводчатоя стопа с сильно развитым большим пальцем,

  31. сходные резус-факторы и 4 группы крови

  32. беременность 9 месяцев, пять отделов позвоночника,

  33. большой палец противопоставлен остальным пальцам руки (рука хватательного типа), глаза располагаются в одной плоскости ,

  34. замена молочных зубов на постоянные,

  35. замена молочных зубов на постоянные в процессе онтогенеза

  36. живорождение

  37. диафрагма,

  38. четырехкамерное сердце,

  39. постоянная температура тела,

  40. плоская грудная клетка,

  41. площадь коры больших полушарий примерно 1250 см.2, объём головного мозга-1400-1800 см.3.

  42. человеку присуще сознание и образное мышление, с чем связана деятельность (живопись, литература, наука). Общение. Речь

Задание №4 распределите признаки на две группы

Атавизмы

Рудименты

Хвост,

Хвостовые позвонки,

Густая шерсть на лице

Сильно развитые клыки,

Зубы мудрости

Остроконечные уши,

Добавочное количество сосков Хвостовые и ушные мышцы,

Шейные ребра,

Третье веко,

Аппендикс


Закрепление, обсудите в своих группах вопросы и предложите ответ на предложенные вам вопросы

1 группа - Почему человека не выделяют в особое царство?

2 группа - Почему шимпанзе называют «лабораторным двойником» человека?

3 группа - Почему прямохождение нельзя назвать единственной предпосылкой превращения животного в человека?

4 группа -В чем принципиальное отличия человека от животных, в том числе от высших человекообразных обезьян?




ИМПЕРИЯ

НАДЦАРСТВО

ЦАРСТВО

ПОДЦАРСТВО

ТИП

ПОДТИП

КЛАСС

ПОДКЛАСС

ОТРЯД

ПОДОТРЯД

СЕМЕЙСТВО

РОД

ВИД

ПОДВИД


Клеточные

Ядерные

Животные

Многоклеточные

Хордовые

Позвоночные (черепные)


Млекопитающие

Плацентарные

Человек разумный разумный


Человекообразные

Люди

Человек

Человек разумный

Приматы





Антропология – ( от греч. антропос – человек и логос – учение ).

Отрасль естествознания, которая занимается изучением происхождения и эволюции

человека

Рудименты – это органы или части организма, утратившие в процессе эволюции свои первоначальные функции, имеющиеся у всех особей данного биологического вида.


Атавизмы – это черты предковых форм, проявившиеся у отдельных особей.


Тема

«Положение человека в системе животного мира»










В чем заключается сходство человека с животными?


Каковы отличия человека от животных?

Какие ученые внесли вклад в изучение вопроса о происхождении человека?


Какой ученый первым предположил, что человек произошел от животных?

Какое место занимает человек в системе животного мира?

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Задачи урока: Образовательные Познакомить учащихся с историей изучения вопроса о происхождении человека. Определить место человека в системе животного мира iconЗадачи урока: Познакомить учащихся с историей открытия закона сохранения и превращения энергии

Задачи урока: Образовательные Познакомить учащихся с историей изучения вопроса о происхождении человека. Определить место человека в системе животного мира iconЗадачи. Образовательные: познакомить учащихся с причинами утомления и переутомления в процессе жизнедеятельности человека, научить производить самоконтроль нагрузок. Воспитательные

Задачи урока: Образовательные Познакомить учащихся с историей изучения вопроса о происхождении человека. Определить место человека в системе животного мира iconПоложение человека в системе животного мира

Задачи урока: Образовательные Познакомить учащихся с историей изучения вопроса о происхождении человека. Определить место человека в системе животного мира iconЗадачи урока: сформировать знания о происхождении человека, об этапах его эволюции; развивать умение объяснять совершенствование в строении и поведении человека в эволюционном процессе

Задачи урока: Образовательные Познакомить учащихся с историей изучения вопроса о происхождении человека. Определить место человека в системе животного мира iconЗадачи урока Образовательные: Сформировать знания учащихся о трении и силе трения Показать значение трения в жизни человека, быту, технике

Задачи урока: Образовательные Познакомить учащихся с историей изучения вопроса о происхождении человека. Определить место человека в системе животного мира iconКонспект урока "Наш мир" по теме "Как устроен организм человека"
...

Задачи урока: Образовательные Познакомить учащихся с историей изучения вопроса о происхождении человека. Определить место человека в системе животного мира iconТема Философия как форма духовного освоения мира
Задание. Определить место философии в системе других наук и выявить ее специфику

Задачи урока: Образовательные Познакомить учащихся с историей изучения вопроса о происхождении человека. Определить место человека в системе животного мира iconЗадачи: Познакомить учащихся со строением мышц человека. Развитие навыков самостоятельной работы с учебником и наглядными пособиями

Задачи урока: Образовательные Познакомить учащихся с историей изучения вопроса о происхождении человека. Определить место человека в системе животного мира iconЗадачи: Познакомить учащихся со строением и функциями тканей организма человека. Развитие навыков самостоятельной работы с учебником, составления таблиц

Задачи урока: Образовательные Познакомить учащихся с историей изучения вопроса о происхождении человека. Определить место человека в системе животного мира iconЗадачи урока: познакомить обучающихся с историей развития взглядов на строение атома; изучить постулаты Бора; показать роль крупных ученых в развитии науки
Урок разработан в помощь учителю для изучения темы «Строение атома» с применением технологии развития критического мышления, включающей...



База данных защищена авторским правом © 2016
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
поиск